Корсунская епархия переписывает церковную историю
Редакция «дискуссионной площадки» «Поговорим о православии» на официальном сайте Корсунской епархии опубликовала статью двух прихожан Свято-Александра-Невского собора в Париже - Виктора Лупана и Василия Тизенгаузена - под названием «
Величие и несчастья православия во Франции». Статья была сперва опубликована в ведущей католической газете Ла Круа в день празднования 150-летия кафедрального собора святого Александра Невского (12 сентября) и вызвала недоумение у многих православных во Франции.
В своей публикации авторы сравнивают былое величие русского православия во Франции до революции или в первые десятилетия эмиграции с глубочайшем кризисом, в котором оно находится, на их взгляд, сегодня из-за отказа Архиепископии православных русских церквей перейти из Константинопольского патриархата в Московский. Гордая Архиепископия хранит до сих пор «антисоветскую позу под предлогом, что у нее особая история и что она считает себя зародышем отдельной церкви с собственной судьбой», возмущаются авторы. Горделивая обособленность Архиепископии, полагают они, стала виной глубокого кризиса и «воздвигла стену непонимания между теми, кто считают естественным возвращение в лоно освободившейся Церкви-Матери и теми, кто придерживается обратного мнения». Авторы все же надеются, что русское православие во Франции будет способно «вернуть себе мир и спокойствие».
Свое видения настоящего и будущего русского православия во Франции авторы статьи основывают на истории. Вот, как она им видится:
Миллионы беженцев ринулись сюда после победы большевиков. Пропорционально эмиграция коснулась Церковь больше, чем гражданское общество. Четыре архиерея оставались в Советской России в начале 1920 годов. Среди них патриарх Тихон, с тех пор причисленный к лику святых! Перед кончиной он поручает Священном Синоду уберечь Православную Церковь... в изгнании! Так зародилась Русская православная церковь за границей - монархическая и традиционная. Из нее произошла более либеральная парижская Архиепископия на рю Дарю.
На мою
критическую заметку на форуме РСХД, где я назвал чудовищным измышлением утверждение, что все, кроме четырех, архиереи покинули Советскую Россию, авторы разразились новой статьей под названием «
Лишняя и злонамеренная полемика» на том же сайте Корсунской епархии, где отстаивают «свое право на личное мнение» и повторяют все те же нелепости с дополнительными подробностями:
В этом контексте (наступления обновленцев в 1923 году) патриарх Тихон собрал законный, каноничный Священный Синод, в котором приняли участие всего три иерарха: архиепископы Тверской Серафим (Александров), Уральский Тихон (Оболенский) и викарный епископ Иларион (Троицкий). Нужно помнить их имена, так как других не было!
Мы огорчены тем, что столь далекая от полемики и миролюбивая наша статья, что, может быть, чуть неполное, но полностью обоснованное утверждение вызвали столь агрессивную реакцию. Мы утверждаем, что Русская церковь за границей была единственное учреждение, поддержкой которого мог пользоваться патриарх Тихон. В присутствии трех иерархов в Синоде 1923 года мы видим доказательство этой ужасающей реальности.
В той же статье упоминается «митрополит-ренегат Агафангел Ярославский, сообщник Антонина Грановского» (sic!)...
Что на это сказать?
Позволительно ли вводить в заблуждение читателей, часто малосведущих в церковной истории и доверяющих изданию, авторизованному епархией Российской Церкви?
Как возможна публикация таких несуразностей на сайте Корсунской епархии, официальном органе Московского Патриархата?
Напрашивается вопрос: управляется ли вообще в настоящее время Корсунская епархия? А если да, то кем?
Вот такие несчастья православия во Франции...
Update: Русская версия статьи В. Лупана и В. Тизенхаузена под заголовком «
150-летний юбилей» помещена в виде передовицы в последнем номере Русской Мысли.