По поводу «Обращения митрополита Евлогия»
В сегодняшнем номере читатели найдут «Обращение митрополита Евлогия к духовенству и приходам». Это обращение не говорит ни о каких «прещениях» против других духовных лиц, а лишь отстаивает то, что является не только правом, но и обязанностью митрополита как иерарха, поставленного на служение св. патриархом Тихоном.
В современном церковном споре, насколько я понимаю, широкие общественные круги, церковный народ всего больше смущает, огорчает и терзает, что спор дошел до действий, уже прямо враждебных, одних иерархов против других, действий, заранее как бы исключающих мир и примирение. Между тем поддержание мира было бы в сущности в высшей степени облегчаемо - как бы это сказать? - географической ненужностью и искусственностью самого спора. «Указ» Карловацкого синода, не говоря уж об его канонической несостоятельности, представляет попытку внести в положение зарубежной церкви чисто бытовое расстройство.
В этой ненужности есть нечто жестокое, ибо - раз совершаются такие действия, как «указ» Карловацкого синода, - ужас их заключается в том, что ими сами виновники этих действий до последней степени психологически и юридически наперед уже затруднили мирное и безболезненное исправление положения. «Брать назад», отменять, «смягчать», какое-нибудь действие, имеющее юридическое значение, гораздо труднее, чем - воздержаться от такого действия. Об этом карловацкие епископы не подумали, но об этом должны думать теперь все, на кого так или иначе выпадет задача управлять людьми в каком-либо отношении.
Возрождение. 1927. №613. 5 февраля.
П. Б. Струве ("Дневник писателя", Русский Путь-Ymca-Press, 2004)
(Карловацкий синод обвинил митрополита Евлогия в подрыве авторитета церкви и синодальной дисциплины и отстранил от управления Западноевропейской епархией.)