Предисловие. QE3 и рынок труда США
“…To support a stronger economic recovery and to help ensure that inflation, over time, is at the rate most consistent with its dual mandate, the Committee agreed today to increase policy accommodation by purchasing additional agency mortgage-backed securities at a pace of $40 billion per month…If the outlook for the labor market does not improve substantially, the Committee will continue its purchases of agency mortgage-backed securities, undertake additional asset purchases, and employ its other policy tools as appropriate until such improvement is achieved in a context of price stability…”
13 сентября 2012 г.,
протокол заседания ФРС СШАГоворя простым языком, согласно решению членов Комитета по открытым рынкам ФРС США от 13 сентября 2012 г. программа QE3 в виде выкупа MBS будет длиться до того момента, пока Федрезерв не заметит признаки “существенного восстановления” на рынке труда. Интересно, а что господин Бернанке понимает под “substantial improvement in the labor market”?
Майкл Вудфорд, один из крупнейших специалистов в мире по вопросам кредитно-денежной политики и главный оппонент Бена Бернанке, на последнем симпозиуме банкиров в Джексон Хоуле продвигал идею того, что целесообразнее таргетировать уровень номинального ВВП. Согласитесь, ведь такой подход стал бы более понятным и для инвестиционного сообщества и рынка в целом.
Но, имеем, что имеем. Качественная и количественная оценка состояния рынка труда США теперь требует еще более пристального внимания для оценки и понимания будущих действий Федрезерва. Но, чем глубже “копаешь” официальные отчеты
Bureau of Labor Statistics, тем более удручающая картина рынка труда крупнейшей экономики мира предстает перед глазами. Пойдем по порядку.
Возрастная структура рабочей силы: “бэби-бумеры” не уходят на пенсию
В октябрьском отчете уже я отмечал, что при рассмотрении структуры американского рынка труда с точки зрения его возрастной структуры выявляется одна очень интересная тенденция, зародившаяся более 15 лет назад.
Это тенденция проявляется в виде сокращения количества занятых в возрасте от 24-54 лет, т.е. наиболее молодого, активного и работоспособного слоя населения, и рост числа занятых в возрасте 55 лет и выше (поколение “бэби-бумеров” 1950-х). Что вы можете сказать по поводу этих графиков?
;
Доля занятых в возрасте 25-54 лет сократилась с 74% до 66% с 1997 г. по 2012 г., при этом доля старшей возрастной группы ≥ 55 лет выросла с 12% до 21,6% (почти в два раза) за аналогичный период времени.
В данный момент, возрастная структура занятого населения в США выглядит следующим образом:
На графике, представленном ниже, показана кумулятивная динамика прироста количества занятых в возрасте 20-24 лет (синяя) и 55-69 лет (серая). То, что ниже оси абсцисс, представляет собой кумулятивные потери рабочих мест - это возрастные группы 16-19 лет (розовая) и 25-54 лет (салатовая). Точка отсчета принята за июль 2009 г. - официальное окончание рецессии в американской экономике.
Взгляните на эту тенденцию! Если это не полный провал политики по реанимированию рынка труда, то что это?
А вот теперь внимательно присмотритесь к этим цифрам. Суммарно число занятых в возрасте 25-54 лет с июля 2009 г. по октябрь 2012 г. сократилось на 862 тыс. человек. Согласно последним данным за ноябрь, снижение составило уже 1 221 тыс. человек.
Таким образом, в ноябре 2012 г. по сравнению с октябрем наиболее молодой, активный и трудоспособный слой занятого населения США потерял из своих рядов 359 тыс. человек.
При этом число занятых в возрасте ≥55 лет выросло с июля 2009 г. по текущий момент на 3 935 тыс. человек. Вот такое “качественное” восстановление занятости в американской экономике. Давайте еще раз взглянем на это:
Согласно последнему отчету BLS, в ноябре в США занятое население сократилось на 114 тыс. человек против прироста на 447 тыс. в октябре и на 866 тыс. в сентябре. Плохо. А если приглядеться к возрастной структуре, становится еще хуже. В ноябре 2012 г. число занятых в возрасте от 25 до 54 лет, как я уже отмечал, сократилось на внушительные 359 тыс. чел. При этом, число занятых в возрасте ≥55 лет выросло на 177 тыс. чел.!
Другими словами, старшее поколение не выходит на пенсию, и постоянно пополняет состав рабочей силы (отчасти благодаря политике нулевых процентных ставок, или реальных отрицательных ставок, которые “уничтожают” накопления и депозитные счета).
Число занятых неполный рабочий на исторических максимумах
В том, что работодатели в условиях экономической неопределенности оформляют работников (в особенности представителей старшей возрастной группы) на неполный рабочий день, нет ничего удивительного. Смотрим на следующий график и убеждаемся в правдивости данного утверждения.
С января 2008 г. количество занятых полный рабочий день (full time workers) сократилось на 6,0 млн. чел. (-4,9%) до 115,65 млн. чел., занятых неполный рабочий день (part time workers) выросло на 2,5 млн. чел. (+11,2%) до 27,53 млн. чел.
Уровень занятых неполный рабочий день держится вблизи абсолютных исторических максимумов. Взглянем на историческую динамику.
Посткризисный рост за счет низкооплачиваемых рабочих мест
Какие сектора экономики поспособствовали восстановлению рынка с труда США в посткризисный период? Как ни странно, самые низкооплачиваемые. А именно, сектор retail trade, health care and social assistance, leisure and hospitality, temporary help services. Отчет по среднему уровню зарплат в данных секторах можно найти
здесь.
Суммарно с июля 2009 г. занятость в указанных низкооплачиваемых сегментах американской экономики выросла на 3 087 тыс. чел., при этом общее число занятых в американской экономике за этот период выросло на 2 966 тыс. чел. Чувствуете подвох?
А вот так выглядит картина по занятости по всем основным подсекторам экономики США. Точка отсчета все та же - июль 2009 г.
Как мы видим, занятость в секторе строительства (-580 тыс. чел.), информационных технологий (-175 тыс.чел.), госсекторе (-664 тыс. чел.) продолжает сокращаться. Восстановлению в основном поспособствовал рост в секторах образования и здравоохранения (+1,3 млн. чел.), профессиональных и бизнес услуг (+1,5 млн. чел.), отдыха и туризма (+632 тыс. чел.), торговли, перевозок и коммунальных услуг (+590 тыс. чел.). Кстати говоря, в структуре сектора профессиональных и бизнес услуг сидят 2,56 млн. чел. из сегмента temporary help services, одном из самых низкооплачиваемых в США.
***“Американский пирог” в разрезе по занятым в различных секторах экономики к общему числу занятых в несельскохозяйственном секторе выглядит следующим образом:
А вот так выглядит динамика изменения долей занятых в различных секторах экономики США.
Доля занятых в промышленном секторе к общему числу занятого населения сократилась с 21% в 1980 г. до 9% в 2012 г. Интересно, но этот процесс остановился в 2008 г.
Доля занятых в основных направлениях сектора услуг (education and health care, professional&business services, leisure&hospitality) продолжают расти с 1980 г. по сей день.
Это находит отражение в том, что промышленный сектор формирует 19,2% ВВП США, а сектор услуг - 79,6%. Оставшиеся 1,2% приходятся на сельскохозяйственный сектор.
Минимальный прирост оплаты труда за историю наблюдений
Что там с уровнем оплаты труда? Согласно последним данным, в октябре 2012 г. прирост среднего уровня часовой оплаты труда в США в годовом пересчете остается вблизи минимальных уровней за всю историю наблюдений.
Сопоставив графики динамики среднего уровня оплаты труда и занятости в несельскохозяйственном секторе, приходим к неутешительным выводам.
С 2007 г. началось падение уровня занятости и сокращение темпов роста размера оплаты труда. Возобновившееся во второй половине 2009 г. восстановление рынка труда и по сей день не сопровождается увеличением темпов роста зарплат в американской экономике… приплюсовав инфляцию, получаем отрицательный прирост.
Темпы роста занятости в несельскохозяйственном секторе стагнируют
Построим график динамики изменения числа занятых в несельскохозяйственном и секторе США, наложив для большей наглядности динамику занятости в частном секторе.
Вопрос: на какой стадии США находятся сегодня?
Максимальное по длительности время нахождения в статусе безработного
Средняя продолжительность нахождения американца в статусе безработного достигла своего исторического максимума (40,9 недель) в ноябре 2011 г. Согласно последним данным, в ноябре 2012 г. этот уровень достиг 40,0 недель.
Перевод безработных в состав экономически неактивного населения
Разделив количество безработных (unemployed) на общее число экономически активного населения (civilian labor force), получаем уровень безработицы (unemployment rate).
К сожалению, именно этим понятием обычно оперируют политики и финансовые СМИ, описывая общее состояние рынка труда. Почему “к сожалению”? Потому что снизить уровень безработицы можно путем перевода людей из безработных в состав экономически неактивного населения (not in labor force).
*C января 2008 г. число экономически неактивного населения увеличилось на 9,6 млн. чел.!
На представленном ниже графике четко прослеживается начавшееся с 2008 г. “искажение” данных по рынку труда США. Разделив объем гражданского населения (civilian labor force) на число занятого населения (employed), мы получим число безработных, приходящихся на одного работающего американца. Заметьте, это значение остается стабильным, хотя уровень безработицы "официально" продолжает сокращаться!
Почему так значительно упал уровень безработицы в США в ноябре 2012 г.? Экономически активное население (civilian labor force) в прошлом месяце сократилось относительно октября на 350 тыс. чел. до 155,3 млн. чел., количество безработных (unemployed) - на 229 тыс. чел. до 12,0 млн. чел. Делим одно на другое, получаем уровень безработицы (unemployment rate) в 7,7%. Только при этом не забываем посмотреть на строку “экономически неактивное население” (not in labor force), по которой в ноябре текущего года отмечен прирост на 542 тыс. чел.!
Коэффициент участия в рабочей силе гражданского населения
Путем деления экономически активного населения (civilian labor force) на все гражданское население США (civilian noninstitutional population), выводится коэффициент участия в рабочей силе гражданского населения или доля экономически активного населения (participation rate). В ноябре 2012 г. значение индекса составило 63,6%, что сопоставимо с уровнем 30-летней давности.
Дело в том, что с начала 2000-х темпы прироста экономически неактивного населения (not in labor force) превышают темпы прироста экономически активного (civilian labor force).
Среднее значение уровня экономической активности гражданского населения США с 1982 г. приблизительно равно 66%. С учетом того, что среднемесячный прирост гражданского населения (civilian noninstitutional population) составляет примерно 213 тыс. чел., каждый последующий месяц для поддержания уровня занятости хотя бы на прежнем уровне (т.е. с учетом растущего населения и миграции) необходим прирост занятых как минимум на 140 тыс. чел. Среднемесячное увеличение числа рабочих мест в американской экономике с начала 2010 г. составляет около 158 тыс.
А если с трудом удается перекрывать естественный прирост населения, то о каком восстановлении рынка труда США вообще может идти речь? С количественной точки зрения, незначительное восстановление все же присутствует. С качественной точки зрения, вся посткризисная обстановка на рынке труда США характеризуется значительным падением занятости среди наиболее экономически активного населения в возрасте от 24 до 54 лет, ростом занятости среди людей старше 55 лет, ростом занятых неполный рабочий день, резким падением темпов роста оплаты труда, максимальным за всю историю периодом нахождения в статусе безработного. А практически весь прирост занятости с 2009 г. обеспечили низкооплачиваемые сектора экономики.
Что же, господин Бернанке в лице ФРС США выбрал достойную цель. И, видимо, для спасения” утопающего” рынка труда как минимум потребуется расширение существующей программы выкупа MBS(QE3) через расщирение выкупа трежериз на 30-40 млрд. в месяц. И если этого не произойдет на ближайшем заседании 11-12 декабря, то уж точно в начале следующего года. Вопрос с пресловутым fiscal cliff по-прежнему сильно путает карты.