...Убил при этом миллионы своих нервных клеток, но победил. Потому что ОН не мог не победить.
Вчера на сборе труппы в НОВОЙ ОПЕРЕ ?! (пожарники закрыли театр до 28-го мая) рассказал нам, КАК это было и ЧТО теперь будет.
Еще год мы работаем в нашем театре. А в это время реставрационная мастерская Андрея Анисимова, помогавшая МЗ в битве гигантов, делает новый проект, не только ремонта, но и реконструкции театра.
Мы в это время работаем в Малом зале. На месте остаются все службы. И спасибо за поддержку уважаемому Общественному наблюдательному совету театра и отдельно Олегу Павловичу Табакову.
Смотрите совершенно прекрасные (впрочем - как обычно) фотографии Жени Люлюкина, которые снимались, когда в театре еще шли последние спектакли, но сотрудники уже начинали собирать вещи.
Театр Эрмитаж глубокое закулисье.И низкий ему поклон - он не только блестящий фотограф, способный легко и весело работать в разных жанрах, и тонко видящий человек, но и верный друг. А это ОЧЕНЬ дорогого стоит.
Из выступления на пресс-конференции 24 мая 2011 года
Михаил Левитин
Существование нашего театра похоже на роман. Он пишется жизнью. С точки зрения нормального человека, он, возможно, и безумен. Но в театре так бывает.
Невероятная история - что нас услышали! Но нас услышали.
Я не мог осознать до конца, что можно разрушить наше театральное здание, а потом его снова построить. Просто отказывался верить!
Напомню вам, что театр должен был быть закрыт на 22 месяца только на аварийные работы, но вполне компетентные люди объяснили мне, что этот ремонт может продолжаться годами. Моей жизни просто может не хватить на то, чтобы конца этого ремонта дождаться.
И тогда мы начали действовать. Общественный Наблюдательный совет, созданный при СТД РФ, в который любезно согласились войти Сергей Бархин, Александр Калягин, Евгений Миронов, Олег Табаков, Владимир Урин и Валерий Фокин - это была хорошая мысль. Если бы не этот совет, скажу я вас сейчас, и невероятно разумное поведение О. П. Табакова, который сообщил нашему новому мэру о своих сомнениях по поводу нашей ситуацией и ситуации вокруг театра «Геликон» Дмитрия Бертмана, мало что бы у нас получилось. Плюс - спасибо прессе, которая нас поддержала. Кроме тех, кто писал, что «все хорошо» или «все плохо». Так не бывает. Спасибо и С. И. Худякову, главе московского Департамента культуры, который в результате наших переговоров вышел на беспрецедентное для себя решение. В чем оно состоит?
На совещании в Департаменте культуры, которое состоялось 19 мая, очень крупная реставрационная организация, Мастерская Андрея Анисимова, который, кстати, был когда-то директором нашего театра, взялась за новый проект реконструкции «Эрмитажа». Здание было обречено, 2 экспертизы прошло, и город уже утвердил проект. Но Андрей Анисимов и его команда, вникнув в проблемы нашего здания, нашего дома, и зная, что здание старое (ему уже 170 лет), предложил «мягкую» реставрацию, по плану которой театр можно было бы не выселять. Пока за нами остаются некоторые офисные помещения в правом крыле и Малый зал, в котором можно репетировать, а также играть маленькие спектакли театра: «Координатор», «Последнее письмо», «Мою старшую сестру» и перенесенные из большого зала «Ивонну», спектакль Алексея Левинского, и «Снимок Бога». Выяснилось, что в старом проекте не была учтена главная ценность этого исторического здания - деревянная конструкция крыши, те самые балки, которые прогнулись и которые журналисты, к нам приходившие, все время им требовали показать. Менять дерево на железобетон оказалось категорически нельзя.
Так что осенью мы будем играть в Мастерской П. Фоменко и Центре Вс. Мейерхольда, плюс - наш Малый зал и репетиции. Театральный центр на Страстном как прокатная площадка отпал, поскольку Департамент настаивает, чтобы мы выбрали здания, находящие в его ведомстве. Всего - 18 спектаклей в месяц. Осенью же мы играем Домбровского («Меня убить хотели эти суки») на фестивале в Одессе, Чехова («Тайные записки тайного советника») - в Баденвейлере, и едем на большие полноценные гастроли в Петербург.
Репетиции спектакля «Лес», которые я начал, откладываются, все-таки я буду сначала выпускать «Мамашу Кураж». Начнется и реализация другого проекта, я называю его «Золотой проект», - постановка недавно опубликованного и малоизвестного произведения Ю. Домбровского «Рождение мыши». Это «роман в повестях и рассказах», как сказано в подзаголовке, связанных общими героями. Роман о любви. Только о любви. В нем будут участвовать лучшие, на мой взгляд, и единственные в своем роде режиссеры моего поколения: Алексей Бородин, Алексей Левинский, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Юрий Погребничко. Хочу еще обратиться и к Валерию Фокину, если это будет ему интересно. Каждый из режиссеров поставит по новелле. Солидарность очень талантливых и лучших людей своего поколения - это великая вещь.
Как мы будем кувыркаться в этой непростой бытовой ситуации реконструкции и ремонта, я пока не понимаю. Но будем - забыв недуги и вспомнив про свои творческие дела. Теперь, когда нам так пошли навстречу (случай небывалый!), нам нельзя проиграть. Нельзя проигрывать, когда нельзя проигрывать!
Я благодарен Сергею Ильичу Худякову за то, что он на это решился. При расставании он мне сказал: «Теперь вы отвечаете за все абсолютно - за это здание, за судьбу театра, за стройку». Я сначала испугался, но потом вспомнил байку своей «подружки» Риты Райт-Ковалевой, которая мне советовала: «Не забегай вперед, добежал до сосны, перемотал портянки - и к следующей сосне». А за лес заглядывать не надо.
Советую всем - не преувеличивать значения неприятностей: они все равно много хуже, чем нам кажется, но тратить нервы на это не стоит.