Чехов в Эрмитаже

Nov 17, 2009 17:06

Ну уж какой есть репортаж канала Культура о премьере:



И пара отзывов верного друга театра Иринаты:

Ира Огурцова 9.11.2009. Прогон

В театре Эрмитаж появился еще один почти уникальный, но совершенно непродаваемый спектакль...

Кто-нибудь знает, что чеховская "Чайка" ВПЕРВЫЕ была сыграна именно на этой, эрмитажной, сцене?
Значит, фраза "я чайка.... нет, я актриса" - звучала в этом зале не впервые.

"Тайные записки" - это компиляция чеховских "Скучной истории", "Врагов", "Чайки"... и еще дивный фрагментик из "Сирены" вставлен... про кулебяку.

Постановка - сама достоверность, в которой именно и кроется непродаваемость спектакля: среднесериальный зритель не привык, когда люди на сцене вполголоса, тихо и естественно говорят об обыденном: о молодом поколении и о старости, например...

Актеры (как всегда в Эрмитаже) уникальны - всё! И потрясающий Михаил Филиппов, приглашенный с Маяковки и абсолютно вписавшийся в сложную режиссерскую схему. И Ольга Левитина - ах, сколь красив у нее жест, которым она просто роняет из руки бумажный лист! ах, как она безусловно красива, когда, словно рисунок сепией, сливается ее фигура с графикой Леонардо на заднике! И - Алексей Шулин, играющий практически без слов, одним изменением выражения лица... потрясающе! И - Дарья Белоусова... которую просто люблю - без объяснения.
Но ведь уникальны и актеры, которым доверены крохотные эпизоды - Виктор Непомник и Петр Кудряшов...

...и ведь я умудрилась поругаться в антракте с подругой - доказывая ей, что даже в печальном театральном сюжете пессимистичности нет. И была права, даже не видя финала. Ибо булгаковский Иешуа говорил о том, что "Смерти нет... Мы увидим чистую реку воды жизни... Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"...

А так оно и будет до тех пор, пока живут на свете Любовь и Наука... Пока на сценических подмостках играют "Чайку".

Ира Огурцова 15.11.2009 (премьера)

...желтоватые листки бумаги, испещренные словами, стекают с руки Кати, как стекали бы слёзы по щеке. Невероятно красивый жест и невероятно красивое лицо героини, соразмерное красотой с женской графической головкой от Леонардо, что смотрит с декорации...
Удивительно нежный и точный спектакль - в каждом жесте, каждой интонации, каждом взгляде. Смотреть его так же нелегко, как нелегко нам, жителям стремительного XXI века, читать восхитительные описания природы от русских классиков.

Именно так... вполголоса, вполдыхания, невнятно проговаривая и не заканчивая фразы - мы говорим о сокровенном с самыми близкими нам людьми...

Этот то тихий, то взрывающийся изнутри спектакль о, в общем-то, СЧАСТЛИВЫХ ЛЮДЯХ.
Ибо если это не так - был бы в финале старый человек, сгибающийся под тяжестью лет, болезней, бедности, нелюбви... под тяжестью мелко сеющего дождя и серого города Харькова.
Но финал - это ворвавшийся в сценическое изображение луч солнца, распрямленная спина, откинутый зонтик и - счастье, мелькнувшее улыбкой на лице.
*****
Что есть служение науке Николая Степановича? Оболтусы - лохматые студенты-медики, орущие на театре "браво!" не искусству, но - "блаГРодству", проваливающий экзамены, верящие небылицам... Но это - будущее, которое надо любить... и ненавидеть, когда говорят, что поколение плохое! Это поколение не плохое, оно - другое... но всё равно - любимое.
Это - гениально прочитанные лекции. И мне так не хватало завершения лекционных фрагментов О СТАРОСТИ - которая и есть болезнь, хроническое зло, от которого практически невозможно найти лекарство. Если только...

Что есть семья Николая Степановича? Жена-квочка, с которой уже не посмеяться и не попеть хором... Но - выкрикнуто: "Варя! Варенька" - и навсегда, кажется, сведенное судорогой псевдоблагополучия лицо разглаживается, вновь становится молодым и таким любимым!.. С какой истовостью она будет умолять мужа - великого человека, Бога! - помочь дочери Лизе...
А дочка... избалованная кокетка, которая тем не менее отца любит искренне - ибо искренне восторженны ее воспоминания о том мороженом - сливочном... фисташковом... лимонном... - которым отец когда то называл, целуя, ее пальчики.

Что есть возраст Николая Степановича? Ах, что тут возраст - физиологически - да! - он стар... но психологически это молодой человек, которому чуждо равнодушие... то есть - паралич души, преждевременная смерть... Это человек, способный на искренние чувства, на ЛЮБОВЬ...

Ах, любовь... как печально отсекать ее от себя под надуманными причинами. как печально не верить в строчки 11 и 12, написанные на 121 странице книги: "Если тебе нужна моя жизнь - приди и возьми ее"... Как печально - в грозовую "воробьиную ночь" кинуться К НЕЙ в объятия... и отпустить затем от себя... как печально - не воспользоваться единственно возможным лекарством от пригибающей тебя к земле старости... как печально - не поверить человеку, который, единственный, и может не позволить тебе умереть...

Ах, какими глазами ОН смотрит на НЕЕ! И как тускнеют их взгляды, когда они расходятся - НАВЕК...

Да-да, удивительно тонкий и нежный спектакль. Смотреть который сложно, не смотреть - невозможно.
И приостанавливают твое сердце слезы, что стекают, будто листы желтой бумаги из руки Кати...
Которая - Чайка! О, нет, она Актриса!

Спасибо. Всем.
Потрясающему Михаилу Филиппову. А еще - Дарье Белоусовой, Людмиле Колесниковой, Ольге Левитиной, Александру Ливанову, Юрию Амиго, Алексею Шулину, Петру Кудряшову, Виктору Непомнику.

И - Михаилу Захаровичу Левитину, который - волшебник. И быть иным не может.

...я стояла у сцены и, смотря снизу вверх на чудесно вдохновенное лицо Михаила Филиппова/Николая Степановича, кивала головой вслед его финальному монологу: да, и я хочу, чтобы друзья и близкие любили меня не за "этикетку", а просто за то, что я есть на белом свете... я хочу, чтобы они были здоровы и счастливы... хочу узнать, что там будет с наукой... С ТЕАТРОМ! - лет через сто.

И еще я очень хочу прожить хотя бы еще лет десять.
Отсюда.

Чехов-Эрмитаж, Левитин, Други

Previous post Next post
Up