Жуки в муравейнике или хорьки в курятнике: интеллигенция как класс.

Jan 11, 2010 18:08

В развитие недавно заданного мной вопроса про интеллигенцию как класс. Прошу прощения за тезисность и непричёсанность - но хочется обсудить мою гипотезу. Гипотеза эта, на мой взгляд, просто и естественно объясняет очень многое - например, причины живучести антисоветских настроений интеллигенции. Опять же, благодаря этой гипотезе мы получаем простое ( Read more... )

Leave a comment

ex_whattakta762 January 11 2010, 16:22:30 UTC
> Интеллигенты - не творцы конечного продукта

Это верно в отношении технической интеллигенции, но неверно в отношении творческой, которая создает вполне себе конечный продукт - художественную литературу, музыку, произведения изобразительного искусства и прочие нематериальные ценности. Видимо, с точки зрения классического марксизма творческая интеллигенция представляет собой мелкую буржуазию - ремесленников, и Маяковский в таком случае совершенно напрасно обижался на фининспекторов, причисливших его к "кустарям-одиночкам без мотора". С этой точки зрения вполне понятен антагонизм между творческой интеллигенцией и советским государством, которое ограничивало для нее свободу творчества и, скажем, устанавливало 97%-ный налог на гонорары артистов, выезжавших на Запад на гастроли (см. мемуары Г. Вишневской "Галина").

Reply

d_sanin January 11 2010, 16:44:05 UTC
Не совсем так. Конечный продукт, скажем, писателя - это книга, и создают её в типографии.

Reply

ex_whattakta762 January 11 2010, 16:49:56 UTC
А если в типографию книгу не возьмут, и писатель начнет ее распространять самостоятельно - в 20 в. на машинке, в 21 выложит в интернет? Ну а для художника конечный продукт - картина, которая и в Древнем Египте, и сейчас создавалась в единственном экземпляре.

Reply

d_sanin January 11 2010, 17:06:35 UTC
Художников, занятых профессионально написанием единичных картин, не так и много - в основном художники зарабатывают иллюстрированием, дизайном, мультипликацией и т.д.. Да и вокруг единичных картин тоже есть индустрия - выставочные залы, сборники репродукций и так далее.

В общем, вырожденный случай.

Reply

ex_whattakta762 January 11 2010, 18:38:06 UTC
А в какую типографию носили свои произведения Гомер или Хайям? :-) Вы - писатель и мне Вам нужно объяснять, что творчество - процесс индивидуальный?

Reply

d_sanin January 12 2010, 23:18:06 UTC
Ну так они и жили в эпоху ремесленников. А теперь эпоха массового производства, в том числе и в медиасфере.

Reply

ex_whattakta762 January 13 2010, 00:14:16 UTC
Медиасфера и культурная сфера - не одно и то же. А массовое производство шедевров, увы, наладить не получается - выходят "романы для пролов", которые у Орвелла в 1984 сочиняла машина путем механической перестановки сюжетных линий, либо латиноамериканские мыльные оперы.

Reply


Leave a comment

Up