Русь XIV века. После Ивана Калиты на московский престол взошёл князь Семён Иванович. Ему достался сложный период. Его отец Иван Данилович изрядно разозлил всех князей Владимирской земли своим правлением и эти князья не желали видеть Великим князем наследника Калиты. Ведь они понимали, к чему идёт дело. Иван I присоединил много земель к Москве. А если Семён продолжит дело отца. Так вообще мелкие князья могли бы лишиться своих княжеств и всякой самостоятельности. Никто из них не мыслил государственно. Все боролись за свои мелкие узкие интересы. К хану Узбеку отправились с просьбой поставить на Владимирское княжение Константина Суздальского - сына соправителя Калиты. Но Великий хан решил не менять столь удачно сложившийся порядок на Руси. Выдал ярлык Семёну Ивановичу.
Семён I получил прозвище Гордый. Точно неизвестно почему ему было дано такое прозвище. Но венчался на княжение Семён Иванович в Успенском соборе Владимира шапкой Мономаха, а себя именовал князем всея Руси. Это первый князь, который осмелился сказать подобное. Ведь всея Русь это не только Владимирская Русь. Но и территории Руси, которые уже попали и продолжали попадать под власть Литвы. Значит, Семён официально выдвинул претензии на все древнерусские земли. А это уже громкое заявление.
Не просто пришлось новому Великому князю, так как он был вынужден улаживать вопрос с Новгородом, который возник ещё при Калите. Семён Гордый справился. Продемонстрировал силу в новгородском Торжке, дал понять, что готов «воевать» и сам Новгород, и вольная земля сразу признала Семёна своим князем. Больше того, назначенную Калитой дань, республика снова покорно выплатила.
Новгородская земля тем временем продолжила распадаться. Семён выступил арбитром и уладил спор новгородцев и псковичей, но Псков золотым поясам уже не вернул. Там установилась своя республика, также зависимая, но уже не от Новгорода, а непосредственно от Великого князя.
Казалось ещё немного и Русь соберётся воедино. Но ещё не пришло время. Для многих русских князей по-прежнему привлекательной была идея податься в подданство к литовскому Гедимину. Ибо он независимый государь, а Московский князь лишь данник Орды. Кому хочется подставляться под татар. Начались стычки с Литвой за Смоленск. И на несколько сотен лет разыграется противостояние двух держав, претендовавших на преемственность от древней Руси - Литвы и Москвы.
Сегодня некоторые белорусские деятели очень хотят видеть своим флагом бело-красно-белый, что был у Белоруссии в начале девяностых годов двадцатого века, а гербом белого всадника на красном фоне. То есть символ Великого Княжества Литовского. Якобы то их государство, их история. Некоторые договорились до ещё белее интересных выводов, мол, они литвины. И прочее в этом духе.
К сожалению, в Белоруссии, хоть и не как на Украине, но живут идеи в духе «Шоб не як у москалей». Открещиваются от русских. Но украинцы хотя бы приписали себе всю историю Древней Руси и москалям запретили считать её своей историей. Русские дикие кочевники. И вообще мы не русские, а татаро-финно-угры. А настоящие русские это украинцы. Это сильно. Но вот белорусы сами укорачивают свою историю, таким образом, и обедняют её. Ведь сама Литва позиционировала себя как приемник Древней Руси. Она претендовала на все русские земли. Олицетворяла себя с Русью. Про колоссальное влияние на литовцев русской культуры, православия и прочего мы уже не будем повторять. Ведь это прибалтийское государство расцвело гораздо позже Полоцкого княжества и других белорусских земель. Великое Княжество Литовское строилось по образу и подобию Древней Руси. Но не все белорусы хотят это помнить. А зря. Ведь предки литовцев многому учились у предков белорусов.
Ясно, что нити этих мнений тянуться от одного источника. Ладно, мы пока не об информационных войнах, а о внешней политике. Вернёмся к Семёну.
Пока все эти неразберихи продолжались, умер Великий хан Узбек. Он был поистине великим. Оставил колоссальный след в истории. В результате хитрых махинаций убив двух братьев, к власти пришёл третий сын Узбека Джанибек. Новый хан без раздумий вручил ярлык Семёну.
А в Литве заступил на престол Ольгерд. Смоленский князь принял покровительство Литовского князя. Но воевать никому не хотелось. Литва боролась с Польшей. А Московский князь желал мирно развивать свои земли. На том и заморозили конфликт. Тишина продолжалась…
На западе всё спокойно, татары не безобразничают, можно жить строиться и богатеть. А вот у Орды начиналась чёрная полоса. В воздухе уже повеяло освобождением и окончательным возрождением Руси.
Но не суждено было Семёну Ивановичу отличиться чем-то ещё. И Руси не суждено было возродиться. Время для этого ещё не пришло. Пришло время Чумы. Это нехорошая эпидемии прошлась через пол мира и добралась до Руси. От неё слёг Семён, его брат Андрей и много-много жителей нашей страны. Выжить удалось среднему сыну Калиты Ивану Ивановичу.
Иван II получил прозвище Красный. Так же его именовали Кротким. На его правление выпало немало неприятностей. Чума, унесшая жизни многих людей. Литва, которая всё ближе подбиралась к Москве. А на востоке усилилось Нижегородско-Суздальское княжество. Москва по объективным причинам несколько ослабела, но Иван Иванович не успел толком ничего сделать, так как умер уже в 1359 году, поруководив страной всего шесть лет. Великие дела выпали на долю его сына Дмитрия. Эти годы заметны ещё и тем, что в Москве завелись первые предатели.
Издавна должность тысяцкого означала руководителя, по сути, княжеской администрации. Важная должность. К середине XIV века этот пост прочно закрепился за родом бояр Вельяминовых. Пока княжеская власть слабела, росло влияние тысяцкого. И вскоре у Вельяминовых и некоторых других московских бояр на первый план выйдут лично-корыстные интересы, как это случилось и в Древней Руси. К предателям ещё вернёмся.
Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович получил московский престол ещё ребёнком и поэтому титул Великого князя «уплыл» к нижегородско-суздальскому Дмитрию Константиновичу.
А в Орде тем временем начиналась «Великая замятня». За 21 год с 1359 по 1380 там сменилось 25 ханов! Из-за этой усобицы Золотая Орда начала разваливаться. Многие улусы откололись и провозгласили своих ханов. Возник исторический момент. Орда ослабла и можно попытаться освободиться от неё. Но Русь тоже была ещё не та, после чумы и небольшого упадка. Для начала Дмитрию нужно было вернуть Великокняжеский престол и собрать земли воедино. А затем подумать и об ударе по Орде.
Пока, возникла заминка с ханами, власть в западной части Орды, что западнее Волги, захватил полководец-темник Мамай. Он по своему разумению менял ханов и управлял от их имени. Сам Мамай был не Чингизид, поэтому ханом стать не мог. А в самом Сарае в 1362 году у власти оказался некий Амурат. Москвичи поспешили воспользоваться заминкой и отправили послов к новому хану. Тому опора на Руси была очень нужна и он легко согласился дать ярлык на великое княжение мальчику Дмитрию Ивановичу.
Нижегородско-суздальский князь, разумеется, не хотел отдавать власть, но ярлык это только для официального разрешения хана. Всё решило московское войско. Оно просто вытеснило Дмитрия Константиновича из Владимира и Переславля. Вот так хитростью Великое княжение вернулось в Москву.
Тем временем геополитическая ситуация на Руси сильно изменилась. На пик своего могущества вышла Литва. Князь Ольгерд присоединил все южнорусские земли, включая Киев, Чернигов и Переяславль-Южный. А так же продвинулся далеко на восток, завоевав Брянск и Курск. На севере уже начал прибирать к рукам Тверь и претендовал на Псков и даже Новгород. С запада над Московской Русью нависла страшная угроза. Ольгерд не стеснялся и открыто желал всю Русь. Земли некогда восточных славян тиверцев заняло княжество Молдавия, а Галицию захватила Польша. Закарпатье же отошло Венгрии. То чему не давали произойти русские князья, долгие столетия всё-таки произошло. Русь растащили соседи, пока она была слаба и разрушена. Пока осмысливала свои ошибки, пока излечивалось от прошлых болезней, под властью других государств оказалась едва ли не большая часть Древней Руси.
К моменту, когда Дмитрий Иванович подрос по русским землям вновь «прошлась» чума. Потери никто не считал, но они были немаленькими.
Эпидемия и десятки, а может сотни тысяч смертей. Постоянные угрозы из степи, войны на все стороны и прочие бедствия породили новое поколение русских людей. Во второй половине XIV века во взрослую жизнь вступили те, кто никогда не видел и не помнил несметных богатств Древней Руси. Повзрослели люди, для которых взаимовыручка и совместные усилия в борьбе с бедами были не пустым звуком, а необходимостью. Люди глубоко верующие, которые ценили не материальные богатства, а бога, веру, родных и близких, честь, любовь и Родину. Ибо в годы, когда не знаешь сегодня умрёшь или завтра, богатством считали вовсе не драгоценности и прочее барахло. Так началось исцеление Руси. Страна готовилась к тому, о чём, вероятно, думал Невский. К освобождению.
Беды на Руси заставили человека обратиться к Богу, к духовности. В Европе же, наоборот, в позднем Средневековье и в начале Нового времени начинается «Возрождение». В искусство возведут то, что на Руси называли срамом. От Бога начнут отворачиваться и прорастут первые ростки реформации. Сначала Джон Уиклиф в Англии, затем Мартин Лютер в Германии и Жан Кальвин в Швейцарии. Русь и Европа и здесь пойдут разными путями. На Западе начнётся возрождение, по сути Римского язычества, а на Руси возрождение веры и духовности, разумеется, это мы «отсталые», а они «передовые». Тогда русские так не считали. На Руси принялись строить новую жизнь.
И новый Московский князь был достоин своего времени. Едва повзрослев, он энергично принялся вести дела. Первым делом перестроил дубовый кремль в каменный и Москва стала белокаменной. Орда в «Замятне», её разрешения на строительство крепости не требовалось. Деньги в Московской казне уже давно были в избытке и настало время вложить их в оборону столицы.
Кремль построили очень вовремя. Сорок лет «Великой тишины», начавшейся при Калите, заканчивались.
Первый звоночек прозвенел с запада. Ольгерд совершил три похода на Москву, но новые каменные стены выдержали. Литва так и не смогла сломить Московскую Русь. А втягиваться в затяжную войну с русскими Ольгерд не хотел. По сути, вышла ничья. Конфликт вновь заморозили.
Фактически Русь уже не зависела от Орды. Дмитрий Иванович прекратил посылать дань. С ханами не советовались и не считались. Но князь не мог не понимать, что татары придут вновь подчинить Русь. Готовился. И они пришли. Сначала в стычке на реке Воже русские разгромили отряды ордынцев, затем по глупости подставились и потерпели поражение. Татары просто перерезали не готовых к бою русских. Есть версия, что дружинники просто напились. Но после, Великий князь сам возглавил войско. Против узурпатора темника собрались десятки тысяч воинов. Ходили сведения, что 150 тысяч русских ратников пришли к Дмитрию. Русь готовилась к решающей битве.
Татар решили встретить подальше от Москвы. Дмитрий пошёл навстречу темнику Мамаю. Переправился за Дон и расположился на Куликовом поле. Все со школы знают, что это была первая и грандиозная победа русских над татарами. Что после неё Русь расправила плечи и поверила в свои силы. Это была великая победа русских над татарами. Но не многие знают, что на стороне Мамая сражались и русские. И их было не мало. А на стороне Дмитрия было достаточное количество татар. Как же такое возможно?
Дело в том, что Мамай был узурпатором. Полководцем, захватившим власть. Он не был Чингизидом и не мог стать ханом. Далеко не все татары поддерживали его. Некоторых князь московский склонил на свою сторону. Тем более, когда в степи началась «Замятня», татары, не нашедшие себе места в Орде уходили на службу к русским князьям. В свою очередь многие русские служили ханам ещё со времён Батыя, так как это сулило немалые выгоды. Вот так и вышло. По сути, была битва гражданской войны, когда русские и татары под командованием данника хана выступили против татар и русских под командованием темника, правящего от имени хана.
На стороне Мамая выступила и генуэзская пехота. Генуя, имевшая колонии в Крыму, которые она захватила у разваливающейся Византии, такие как Кафа (современная Феодосия), неплохо зарабатывала на продаже русских рабов. Вот и решили подсобить поставщику товара.
Есть версии, что Мамай поддерживал язычество. Поэтому ходят слухи, что в «Задонщине» Мамай перед боем обратился к своим богам Хорсу и Перуну и пособникам Салавату и Магомету. Я и сам ранее попался на это. Но стал искать и не нашёл в произведении ничего подобного. Хорса упоминает «Слово о полку Игореве», но не «Задонщина». Но эти два произведения имеют связь, может она повлияла… Тут два варианта. Толи я плохо искал, толи молитва Мамая русским богам чья-то выдумка. Если кто узнает ответ, поделитесь.
А Дмитрий Иванович и его двоюродный брат внук Ивана Калиты Владимир Андреевич Храбрый 8 сентября 1380 года одержали убедительную победу. Мамай был повержен и умер в генуэзской Кафе. Русь освободилась от Орды. Свершилось, то о чём (вероятно) рассуждал Невский. Орда ослабла, Русь усилилась и пришёл момент освобождения. За это Дмитрий и получил прозвище Донской.
Но хан Тохтамыш, прибрав к рукам владения ослабевшего Мамая (после чего он и сбежал в Кафу), решил, что не время Руси освобождаться. От такого данника законный хан потомок Чингисхана отказываться не хотел. И через два года Тохтамыш направил на Москву всю свою армию. А вот Русь к такому повороту событий была ещё не готова. Выдержать ещё одну «Куликовскую битву» сил не было. Да и против законного царя желающих воевать было меньше чем против самозванца Мамая. В итоге Москву сожгли, Донской признал себя данником хана, и всё вернулось на свои места.
Но не совсем. «Великая замятня» не могла пройти бесследно. Орда действительно ослабла. И она распалась. Она больше не была единой. Сам Тохтамыш был ханом восточной части Орды или, как некоторые её называют, Синей Орды. А поддержку он получал из Средней Азии, от Тамерлана, активно строящего свою огромную исламскую империю с центром в Самарканде. Тохтамышу удалось восстановить единство Орды. Но он понимал, что ситуация изменилась. Давление на Русь ослабил. Со временем существенно снизилась дань. Воинов к хану посылать больше не обязывали. И даже вопрос о ярлыке отпадёт сам собой уже при восшествии на престол наследника Дмитрия Донского. Ханы больше не будут давать ярлыки по своему разумению, а станут по факту выдавать ярлык на Великое княжения новому московскому князю, по сути, лишь формально утверждая титул. Так что Куликовская битва и дела Дмитрия Донского имели огромное историческое значение.
Попутно стали давать плоды ростки, посаженные ещё дедом Дмитрия Иваном Калитой. Дед смог притянуть к Москве путём финансовых махинаций многие земли, а при внуке они полностью теряли независимость и окончательно присоединялись к Московскому княжеству. Таким образом, владения Московского князя при Дмитрии Донском приросли следующими землями: Белоозеро, Галич, Кострома, Углич, Стародуб. Владимир был владением Великого князя, а так как теперь Великим князем всегда будет московский князь, то и Владимир окончательно присоединяется к Москве.
Это был действительно переломный момент. Русь уже была не на пути, на бегу к возрождению. Зависимость от Орды очень ослабла, а окончательное освобождение стало лишь вопросом времени. Москва же окончательно победила в борьбе за главенство на Руси и теперь объединение русских земель под началом Москвы тоже становилось неизбежным. Тоже вопрос времени. А Орда наоборот неизбежно двигалась к закату.
#ребяков #rebjakov #политика #history_r #русь #орда #россия #москва #мамай #донской #куликовская_битва