Полярный Урал - 2014

Apr 23, 2015 21:43


Прошлым летом мы ходили в поход на Полярный Урал. Нитку маршрута на яндекс-картах можно посмотреть здесь. В 2013 году мы уже ходили в этот район, но тот год был аномально сухим и не дал представления о настоящем Полярном Урале, поэтому в 2014 решили пройти другой маршрут в тех же краях.  Маршрут состоял из двух частей: кольцевая по массиву Рай-Из и части Собского массива и линейная с выходом к Пайеру и возвращением к цивилизации через посёлок Елецкий. Категорию сложности не считали, но должно получиться что-то около тройки. Обязанности фотографа исполнял Саркис, все фотографии сделаны на его камеру (больше фото).





13.08.2014 (день 1)


Фото со станции Елецкая. До пункта назначения примерно час езды. Сюда же мы вернёмся спустя 16 дней. Саркис (слева) и Александр (справа) в отличие от меня ещё не переоделись в походную одежду. На заднем плане гора Пайер - высочайшая на Полярном Урале.

Пятно на объектив посадили ещё в поезде и долго его не замечали. Поэтому на всех фотоографиях первых нескольких дней оно присутсвует.



Станция с говорящим названием "Полярный Урал". Кажется, кроме, туристов она никому не нужна, по крайней мере, никакого посёлка здесь нет.

После высадки пошли к Собскому озеру. Идти до него около 10 километров. С непревычки тяжеловато.



Монумент на границе континентов.



Фотограф впервые выбрался в поход, поэтому на первых парах снимает огромное количество пейзажей.





Привал.



Комаров сравнительно немного.

Добрались до места ночёвки уже под вечер. Всю ночь мерещились голоса и звуки проезжающих машин - это мозг, привыкший к городскому шуму, отыскивает похожие созвучия в шуме природы. Через несколько дней это пройдёт.

14.08.2014 (день 2)
Следующим утром мы спрятали большую часть продуктов в собственноручно вырытом схроне. Вернуться за ними планируем через четрые дня после прохождения кольцевой части маршрута. Основа нашего рациона - тушёнка и гречка - весят досаточно много, так что сегодня рюкзаки полегчали почти в два раза. Сублимированное мясо мы взяли только на конец похода: его вкусовые качества нам неизвестны, да и дорогое оно.

Опасались, конечно, в первую очередь зверей, а не людей, поэтому продукты сложили в плотные сумки, поместили в вырытые ямы и закидали камнями. На глубине около 20 сантиметров камни уже холодные от вечной мерзлоты - получается природный холодильник.


На всякий случай всё-таки оставили в схроне записку (да простит меня дедушка Розенталь). Сфотографировать её, правда, догадались только в поезде на обратном пути.

С лёгкими рюкзаками идти хорошо и приятно:


Погода звенит, как и в прошлом году.



Подход к перевалу Каровый.



У этого озера мы остановились на обед.

На обед мы брали суп быстрого приготовления с добавлением вермишели и сухарей. По большим праздникам полалагись рыбные консервы (всего три банки за весь поход), а на днёвку была припасена заправка для борща с томатной пастой и настоящими овощами. Весит такая радость немало, поэтому взяли её всего в одном экземпляре и оставили в схроне.

При подъёме на перевал нас ждал неприятный сюрприз. Снег! Ни в одном описании этого перевала я не видел, чтобы в августе на нём оставался снег. Похоже, Полярному Уралу не сообщили о глобальном потеплении, и этот год был там аномально холодным. У нас не было ничего для перемещения по снегу, даже ледорубов, и в случае падения был заметный шанс не успеть затормозить и врезаться в камни. По этой причине пришлось аккуратно обходить снежники и подъём занял неприлично много времени. Тут ещё и погода испортилась.



После обеда из Европы пришли тучи. Фото с Карового перевала на долину реки Енга-Ю. За нами расположился огромный снежник, правда в кадр он не попал.

По плану нам нужно было за этот день пройти ещё и перевал Грандиозный, но южный склон Карового был весь покрыт снегом, обходить можно было только по достаточно крутым склонам. К тому же было уже достаточно поздно, и до темноты мы бы не успели добраться до Нефритового водопада, как предполагалось по плану.

Всё это привело к тому, что мы совершили единственную серьёзную ошибку за весь поход: решили пройти траверсом гору Жёлтую и по её гребню спуститься к водопаду. Может быть, при хорошей погоде этот план и сработал бы, но через час началась настоящая буря с жутким ветром и горизонтальным дождём. Нас она застала на гребне ещё до вершины. Идти дальше было бы чистым безумием, поэтому мы развернулись и пошли вниз, в долину Енга-Ю. В темноте бури склон уже не казался таким крутым, и примерно через два часа мы оказались в долине. Полярный Урал показал своё истинное лицо.

Сделав вполне закономерный вывод, что снег лежит не только на Каровом, но и на всех остальных перевалах кольцевой части маршрута, мы решили её сократить: пройти вдоль Енга-Ю до рудника, перейти в долину Макар-Рузи и вернуться к схрону через Собский перевал.

15.08.2014 (день 3)
Дождь шёл всю ночь практически без перерыва. Утром дождались небольшой паузы и вылезли из палатки. Посушились на ветру без особого успеха и выдвинулись.


Место ночёвки. Даже пятно на объективе смотрится вполне органично.

Практически сразу после выхода началась гроза с градом. Укрытий поблизости не было, поэтому продолжили идти. Правильно подобранная одежда вполне выдерживает такой поворт событий. Мы использовали ЭВА-сапоги и полиэстеровые куртки со штанами. Единственный минус такой одежды - она совершенно не дышит. На мембрану разорился только я, и то исключительно на штаны. Александр и Саркис дополнительно поднимали ботфорты на сапогах, но вода попадала внутрь через верх. Мои сапоги ботфортами не оборудованы, поэтому я пускал мембрану поверх, и ноги оставались сухими при любом ливне.







Портреты, сделанные после того, как гроза отгремела.

А вот рюкзак я сложил неправильно: спальник лежал на самом дне и промок под дождём. Пришлось спать в мокром; неприятно, но терпимо, да и не в первый раз со мной такое.



На ночёвку встали у небольшого водопада.



Александр показывает завтрашний путь.

16.08.2014 (день 4)
Как выяснилось в этом походе, самая чувствительная к погоде часть дня - это утро. Обедать под дождём, идти под градом или ставить палатку под ливнем в темноте нам вполне по силам, а вот собирать рюкзак в плохую погоду - невероятно неприятное занятие. В этот день нам повезло: солнце и ветерок, я даже почти успел высушить спальник до отправления.



Типичное утро.



Совместное фото на фоне горы Чёрной.



Все предыдущие дни Александр рвался идти по снежнику. Убеждать его этого не делать было достаточно сложно, но фотографию на снегу он всё-таки получил.



Хромитовый рудник. Туда идёт хорошая дорога от Харпа, на несколько километров нам с ней по пути.



Сломанная техника.



Привал на спуске в долину реки Макар-Рузь. Там мы встанем на ночёвку. На заднем плане - ручей Кузь-Ты-Вис, по которому мы должны были подниматься согласно первоначальному плану.



К вечеру поднялся сильный ветер. Бабочка пережидает его в камнях. Фотография сделана при помощи оптического зума, благодаря этому пятно оказалось не в фокусе и не испортило кадр.

В этот день у нас с Саркисом начала развиваться дождевая паранойя. Из палатки любой шум снаружи казался началом дождя. Александр этому недугу оказался неподвержен.

17.08.2014 (день 5)
Возвращаемся к Собскому озеру через одноимённый перевал. Поскольку кольцевая часть маршрута была сокращена из-за нерастаявшего снега, то времени у нас много, планируем успеть до обеда.



Место ночёвки. Фотография абсолютно точно передаёт характерное для Полярного Урала состояние атмосферы. Этот снимок оказался настолько хорош, что Саркис решил посмотреть его на экране фотоаппарата и обнаружил пятно на объективе. На следующих снимках пятна уже не будет.



Озеро Макар-Рузь и следы присутсвия человека.



Штырь, похоже, обозначает седловину перевала.

Во второй половине дня Саркис и Александр сходили за заброской. Она не пострадала, видимо, медведь прочитал записку и сжалился над нами. Первый этап похода позади, впереди Пайер.

18.08.2014 (день 6)
Днёвка, не делаем ничего полезного: только едим, фотографируем и играем в преферанс. Александру в последнем нет равных. На обед - самый настоящий борщ с тушёнкой, заправка дождалась своего часа. Предыдущие пару дней и несколько следующих этот борщ был одной из самых попурлярных тем для разговора. Если хотите поесть первоклассного борща - идите на Полярный Урал.


Готовили исключительно на газу, потому что с дровами в тундре плохо. В первый раз костёр развели только на шестой день из старых ящиков геологов, которые в изобилии валяются в верховьях Соби, и смогли наконец сжечь накопленный мусор.



Собское озеро.



Последнее совместное фото в походе.



Александр на фоне тундры.

19.08.2014 (день 7)
Выдвигаемся на юг, через уже знакомый Собский перевал. Рюкзаки заметно потяжелели, идти трудно. Погода обычная для Полярного Урала: холодно и идёт дождь. Из-за того, что вездеходка сильно петляет, пришлось трижды переправляться через Макар-Рузь.

Встретили вахтовика, который возил воду из реки на рудник. Как в народной сказке, сей персонаж задал три вопроса, которые дают некоторое представление о тяготах жизни на Севере: "Куда идёте?", "Откуда идёте?", "А выпить у вас есть?" У нас, конечно, было, но делиться не стали - самим нужно.

Под конец дня другая группа вахтовиков даже предложила подвезти нас до посёлка, в котором они живут. Об этом посёлке мы слышали в первый раз, поэтому отказались. До места ночёвки оставалось совсем близко, а уверенности, что нам по пути, не было.



Единсвенная фотография, сделанная в тот день.

20.08.2014 (день 8)
На восьмой день природа порадовала нас хоршей погодой. Отмечу, что на Полярном Урале погода называется хорошей, если дождь идёт только ночью; если дождя нет в течение суток, то такая погода считается аномально сухой.



Прошли посёлок вахтовиков, до которого нас предлагали подвезти накануне. Впрочем, об отказе от помощи не жалеем: идём с небольшим опережением графика, так что можно и на своих двоих топать.



Обедали на живописном берегу р. Макар-Рузь. Движемся на юг, поэтому природа становится более приветливой: появляются деревья, а значит, есть надежда на костёр вечером - если, конечно, дождь не пойдёт.



Совершенно нетипичное выражение лица туриста на Полярном Урале.



Совершенно типичное выражение лица туриста на Полярном Урале.



И только Саркис всегда оставался бодр и весел.

После обеда перешли из долины реки Макар-Рузь в долину реки Степ-Рузь и встали на ночёвку на её правом берегу. Переправа через реки - одно из самых сложных препятствий в походе для неподготовленного человека. Александр и Саркис решили проблему покупкой болтоных сапог и просто поднимали ботфорты при необходимости. Я же предпочёл обойтись обычными сапогами, поэтому каждая переправа сопровождалась небольшим купанием.



Так переходят реку люди, оборудованные болотными сапогами.



А так - простые смертные. Надо сказать, что на этом преимущества болотных сапог заканчиваются. Из-за того, что ботфорты нельзя отстегнуть, они рвутся даже в свёрнутом состоянии. Из двух имеющихся у нас пар в конце похода ботфорты оказались порваны у трёх сапог.

21.08.2014 (день 9)
В этот день нам нужно было добраться до реки Большая Хараматолоу и немного продвинуться вверх по её течению.


По пути встретили следы местного жителя. Ночью прошёл достаточно сильный дождь, так что следы, по всей видимости, свежие. Шансы встретить медведя, тем более медведя с нехорошими намерениями, конечно, не велики, но на всякий случай мы брали с собой фальшфееры и ракетницу "Сигнал охотника". Эффективность этих средств проверить, к счастью, не удалось.

До реки добрались достаточно быстро, благодаря хорошей дороге.


Александр варит суп на фоне реки.

Однако чудесная дорога, по которой мы шли несколько предыдущих дней, в тех местах начинает сильно портиться, а потом и вовсе теряется в тундре. По этой причине скорость передвижения после обеда сильно упала, но дневную норму мы всё-таки преодолели.



Пейзаж в долине Большой Хараматолоу.

Этим вечером в Саркисе проснулся дремавший с начала похода преподавательский дух, и он начал читать лекции местным комарам. Рассказал о знаменитом комаре Джоне Палаточнике (несмотря на мужское имя, Джон, как и положено, был самкой). Именно Джон разработал тактику палаточных засад, при которой комары прячутся в палатке и дожидаются, когда еда уснёт, чтобы сделать своё чёрное дело. Судьба Джона, как любого героя, была трагичной: однажды утром еда завернула его в палатку и он погиб в страшных муках.

22.08.2014 (день 10)
Поднимаемся вверх по Большой Хараматолоу. Погода вернулась к своему обычному состоянию - весь день идёт дождь, причём идёт волнами: 30 минут льёт, потом 30 минут перерыв. На этом основании была выдвинута гипотеза о корпускулярно-волновом дуализме уральского дождя, и если его корпускулярная природа известна всем, то в открытии волновых свойств у нас приоритет.



Александр опять указывает направление.

На обед по плану был суп с рыбными консервами. Такому событию никакой дождь не мог помешать: дождались сухой фазы дождевой волны и сварили суп. Правда, до возобновления осадков пообедать не успели, поэтому ели прямо под дождём, закрывая драгоценное блюдо своими телами.



В ожидании обеда.



Черника на десерт.

23.08.2014 (день 11)
Покидаем Азию и выходим к реке Харута.



Верховья Большой Хараматолоу. Вид с границы континентов.



Гора Пайер (с местного переводится как "Князь гор"), самая высокая на Полярном Урале.

Забраться на Пайер проще всего по юго-западному гребню. В прошлом году мы так и сделали, и в этом планировали повторить.



Рассматриваем Пайер в бинокль.

Во второй половине дня вышли к знакомым по прошлому году местам. Правда, узнать их было достаточно сложно. Ручей Харуташор, который в 2013 году мы перешли в ботинках, даже не замочив ног, в этом представлял собой, пожалуй, самую сложную переправу за весь поход: быстрое течение, глубина почти по пояс, крупные скользкие камни. Саркис не удержал равновесие и рухнул в воду. Хорошо, что Александр взял с собой запасной комплект одежды и смог им поделиться. Второе падение в реку в этом походе случилось через несколько дней и тоже пришлось на долю Саркиса. Коллективный разум связал это с тем, что он вместо пары трекинговых палок использовал одну лыжную, которая, к тому же, ко второй неделе лишилась острия.

К Харуте успели подойти как раз вовремя: начиналась гроза, так что о восхождении на Пайер пришлось забыть. Больше всех переживал Александр: он уже примеривал на себя титул двукратного покорителя Пайера, но теперь его мечты отложены на неопределённый срок.

Добрались наконец до сублимированного мяса. Вполне съедобно, на вкус как варёный фарш, и очень сытно: ста граммов на троих хватает с головой.

24.08.2014 (день 12)
За бортом буря, хорошо, что времени у нас достаточно и можно переждать в палатке. Съёли бастурму, которой предполагалось отпразновать восхождение. Две недели она лежали в рюкзаке и смущала своим запахом даже через три слоя полиэтилена. Оказалось, что для похода это далеко не лучшая еда: из-за специй она только разжигает аппетит. Лучше уж старая добрая колбаса.

25.08.2014 (день 13)


Утро встречает нас таким видом из окна.



На верхушках гор выпал снег. Полярный Урал намекает, что пора домой.



Выходим на уже знакомую дорогу, ведущую от разрушенной базы геологов до посёлка Елецкий.

Волновая теория дождя получает очередное подтверждение, причём длина дождевой волны та же. Очевидно, это какая-то новая фундаментальная константа.





Мачта, торчащая из моего рюкзака, - это на самом деле удилище. Рыбак из меня неважный от слова совсем. В прошлом походе не поймал ничего, только потерял две блесны. В этом опять ничего не поймал, зато обошёлся без потерь. В следующем походе планирую сохранить тенденцию: ничего не поймать, зато найти пару блёсен.

26.08.2014 (день 14)
Дорога делает здоровую петлю, поэтому срезаем вдоль правого Кёч-Пеля через тундру. Сократили путь в полтора раза.



Саркис второй раз свалился в воду. Встали на обед чуть раньше, чтобы он мог посушить вещи на костре.

Идти было достаточно трудно (возможно, не стоило срезать ради 5 км выигрыша), однако под вечер успешно вышли на дорогу, причём заметить её удалось только тогда, когда подошли к ней вплотную. Если заранее не знать, где она проходит, то обнаружить её практически нереально.

27.08.2014 (день 15)
Перед рассветом (около трёх часов ночи) проснулись от дикого холода. Тент, не просохший от вчерашнего дождя, покрыт слоем льда. В палатке чуть выше нуля градусов. Александру с его спальником на +4 было нормально, а вот мы с Саркисом к такому повороту событий были явно не готовы. Надели на себя всю одежду, я даже натянул воротник запасной флиски до ушей - кое-как переночевали. На следующую ночь вспомнил альпинистские приёмчики и лёг спать в рюкзаке, благо он у меня большой - почти достаёт до груди.

В этот день нужно было пройти почти 25 км по дороге, но практически без чистой воды: только болота в тундре.


Абориген.



Прощание с горами.

Дошли до посёлка около семи вечера. Встали в том же месте, что и в прошлом году, - в устье ручья Воргашор. В честь этого присвоили стоянке торжественное имя Устьворгашорск.

28.08.2014 (день 16)
Резервный день, который удалось сохранить до самого конца похода. Сходили в посёлок за картошкой, сосисками и пивом - отъедались.



[Саркис и Александр утонули в болоте]
На самом деле это они так сапоги сушат.


28.08.2014 (день 17)
Поезд Лабытнанги - Москва проходит через Елецкий около полудня. Успеваем позаватракать, переправиться через Елец, купить продуктов в поезд и не спеша дойти до станции.



Последняя переправа. Ботфорты на сапогах уже рваные, поэтому искупаться пришлось всем.

Сели в поезд и через двое суток были в Москве.

Поход, Полярный Урал, Отпуск

Next post
Up