Дядюшка Джо

May 12, 2005 14:52

Читал тут переписку Черчилля и Сталина в конце войны и после - между Ялтинской конференцией и Фултонской речью. Типичная переписка плохо знающих друг друга не слишком самоотверженных любовников.
Очевидно, что обе стороны хотели хорошего, хотели долгой и прочной дружбы, признавали немалые достоинства и заслуги друг друга. Не имели амбиций переделать своего партнера. Но никак не могли избавиться от недоверия и пытались обезопасить себя на случай потенциального обмана вякими превентивными мерами, вызывавшими только дополнительное недоверие у противоположной стороны. Дошло до того, что уже самые лучшие, честные и естественные поступки друг друга начали истолковываться абсолютно превратно. В результате - неприятные и безрезультатные, как обычно, выяснения отношений, потом и скандалы с безобразными сценами. В итоге у Черчилля не выдержали нервы, и он решился на открытый разрыв.
В результате - холодная война, продолжающаяся, что бы там ни говорили, до сих пор. А как следствие холодной - целый ряд горячих региональных. Миллионы жертв.
Понятно, что эти барбосы и не могли себе позволить безоговорочного доверия. Любовник-то может подставиться - он, в конце концов, рискует только личным душевным комфортом, в самом крайнем случае - на всю жизнь. А глава государства отвечает за безопасность целого народа. Из соображений этой ответственности он так подставляться просто не имеет права.
Но смотришь на результаты и думаешь - а может, лучше было бы, если бы они тогда зажмурились и проявили великодушие, на которое (как и на величайшие низости) были вполне способны. Может быть, готовность политиков пойти на такой риск - и есть единственный призрачный шанс на мир?

политика

Previous post Next post
Up