Письмо № 10/164 от 26.08.2010 г.
Уважаемый Дмитрий Павлович!
Благодарю Вас за проявленный интерес к политическим, социально-экономическим процессам, идущим в Свердловской области. На своих брифингах, пресс-конференциях, встречах с представителями СМИ губернатор Свердловской области Александр Сергеевич Мишарин не раз максимально полно освещал как раз те темы, которые затронуты
в Вашем запросе. Позиция губернатора широко представлена в открытых источниках в сети Интернет, электронных и печатных СМИ. Тем не менее, готовы ответить на Ваши вопросы.
Отвечая на первый и второй вопросы, сообщаю Вам, что информация о том, что глава региона выступает против прямых выборов населением глав муниципальных образований - действительности не соответствует.
Только жители муниципалитетов и органы местного самоуправления обладают правом на выбор - как им организовать свою местную власть. А федеральное законодательство о местном самоуправлении представляет достаточно широкие возможности для такого выбора.
При этом у губернатора, как гражданина Российской Федерации, есть право на свое мнение и право его публично выражать: «Я уверен в том, что в современных условиях вариант, когда муниципалитетом управляет избранный на прямых тайных выборах представительный орган власти, а городским хозяйством - нанятый по контракту руководитель администрации - имеет ряд преимуществ по сравнению с иными.
Этот вариант демократичнее, потому что в таком случае муниципалитетом управляет не один человек, а коллегиальный орган власти. Не случайно именно такая схема местной власти соответствует Хартии местного самоуправления, которую подписала Россия».
Данное положение является базовым для Хартии.
Предлагаем Вам еще раз просмотреть статью 3 Хартии местного самоуправления, в которой говорится:
«Понятие местного самоуправления:
- Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закон, под свою ответственность и в интересах местного населения.
- Это право осуществляется советами или собраниями, состоящим из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону».
По очевидным причинам вариант, когда бюджет формирует представительный орган власти, а оперативным управлением ресурсами в пределах бюджета занимается руководитель администрации - потенциально менее коррупциогенен. Есть и еще ряд преимуществ, которые были неоднократно озвучены.
Реализация адекватных времени, демократичных и эффективных схем управления муниципалитетами - одна из действенных мер по становлению муниципальной власти, способной в полной мере исполнять делегированные этому уровню власти полномочия по решению местных вопросов.
Для того, чтобы Вы могли получить наиболее полный ответ на неразрывно связанные между третий, четвертый и пятый вопросы, просим Вас обратиться к публичным выступлениям, в которых в развернутом виде представлена программа работы исполнительных органов власти на 2010 год и на последующие четыре года. Особо Ваше внимание обращаем на выступления на церемонии инаугурации, на Съезде Свердловского отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, а также на внеочередной конференции Свердловского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» 25 января этого года.
Подчеркнем лишь, что на этот год губернатор поставил ключевую задачу поднять уровень заработной платы. В 2009 году произошло недопустимое - по зарплате область впервые опустилась ниже среднероссийского уровня. Сейчас ситуация меняется: мы планируем выйти по итогам года на среднемесячную заработную плату по области в 20 400 рублей.
Еще одна интегративная задача, решение которой демонстрирует реальные изменения и в экономике региона, и в социальной жизни области - это ситуация на рынке занятости. Здесь изменения к лучшему также очевидны. На 1 января этого года у нас было зарегистрировано 92 тысячи безработных, а на середину июля 74 тысячи человек. Количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями, за это же время выросло в несколько раз - сегодня это более 36 тысяч вакансий.
На данный момент в экономике в целом удалось добиться положительных результатов, например, индекс промышленного производства - за январь-июнь 2010 года составил 111 % к уровню того же периода прошлого года.
Что же касается состояния регион, то, собственно, мировой финансовый кризис четко выявил, обострил все те недостатки, которые есть у экономики Свердловской области. Мы были и пока остаемся регионом, ориентированным на сырьевые рынки. На долю металлургического комплекса в структуре промышленного производства региона приходится свыше 50 %. Структурная перестройка в регионе так и не была проведена. Что, собственно, и предопределяет стратегию развития области на ближайшие годы: превратить Свердловскую область в регион с высокой долей инновационного, наукоемкого производства.
Сейчас получает новое развитие проект «Уральский локомотив», Уральский турбинный завод, налаживается производство станков, идет модернизация металлургического производства. Далее, нужно обеспечить диверсификацию экономики моногородов. Сейчас каждый третий житель области живет в моногороде, а они от экономических проблем страдают сильнее других. Там в региональном продукте меньшая доля малого и среднего бизнеса, меньшая доля услуг. Это с одной стороны делает экономику города менее устойчивой, с другой - дает возможность развивать этот потенциал. Мы видим это на примере Нижнего Тагила, Каменск-Уральского, Кушвы, у нас таких городов более десятка. Третья задача - реформировать жилищно-коммунальное хозяйство - единственную отрасль, которая из социализма ушла, а в рынок не пришла.. а это хороший полигон для модернизации, внедрения энергоэффективности. Пока в этой части очень много проблем - начиная с тарифоообразования и заканчивая состоянием сетей, системы управления.
Еще одно крайне важное направление - оптимизация транспортных потоков в регионе. Ведь так исторически сложилось, что наиболее успешно развиваются те территории, через которые проходят дороги. Это и железные, и автомобильные дороги, и авиация. Транспортная и энергетическая инфраструктура - это тот каркас, на котором основывается поступательное развитие региона, обеспечивается право граждан на свободу передвижения. Мы закладываем в областной бюджет 2011 года беспрецедентно большую сумму на строительство метрополитена в г. Екатеринбурге, ведем работу по получению средств федерального бюджета на эти цели. С вводом новых двух станций в 2011 году, перевозки увеличатся в два раза, и горожане смогут комфортабельно перемещаться из одного конца города в другой. Дальнейшее развитие демонстрирует аэропорт Кольцово. В этот проект уже вложено порядка 14 млрд. руб. бюджетных средств и средств частных инвесторов. От нас самолеты летают в 25 стран мира, но нам важно, чтобы хаб в Кольцово обеспечивал межрегиональные и внутрирегиональные перевозки. Сейчас в регион пришла работать компания «Волга-Авиа», которая открыла маршруты в Иркутск, Надым, Салехард. С ноября «Регион-Авиа» свяжет с Екатеринбургом города на расстоянии 1000 км и у нас появится региональный центр авиаперевозок. Надо стремиться, чтобы нас не обходили автомобильные дороги. Федеральная трасса «Урал» сейчас идет на юге, через Челябинск. Дорога на Ханты-Мансийск идет на севере, а Екатеринбург посередине и нам надо биться, чтобы основные дороги шли через областной центр. Должна развиваться и Свердловская железная дорога. Транспортные потоки будут способствовать строительству логистических центров. Нам нужно построить не менее 100 тыс. кв. м. складов, чтобы закрепить за регионом статус международного центра логистики.
Мы разработали и реализуем целый комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий для ведения бизнеса на территории Свердловской области, включая налоговые льготы и преференции, создание свободных экономических зон, формирование промышленных площадок для инновационного бизнеса. Одним из свидетельств того, что данная работа ведется успешно, является решение ОАО «РЖД» зарегистрировать на территории области Вторую грузовую компанию. Это долгосрочный проект, который даст нашим жителям две с половиной тысячи новых рабочих мест и принесет в областной бюджет более 50 миллиардов рублей.
Для органов исполнительной власти мы разработали систему ключевых показателей эффективности деятельности, при которой каждый министр областного правительства четко знает, за какие параметры он будет отвечать по итогам года.
В сфере социальной защиты в свердловской области все обязательства, безусловно, выполнялись и будут выполняться. Кроме того, будут приняты новые законодательные акты, повышающие уровень социальной защищенности жителей области. Одним из них является закон «О присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области». В ходе осенней сессии законопроект будет внесен в Законодательное собрание, соответствующие средства на реализацию названного закона уже закладываются в бюджет Свердловской области на 2011 год.
Продолжая тему политической жизни региона, и отвечая на Ваш вопрос о том, как учитывается мнение других политических партий, отметим, что сегодня в Свердловской области ни один значимый процесс не проходит без активного участия политических партий. В Законодательном собрании Свердловской области по итогам мартовских выборов в этом году впервые сформированы полноценные фракции всех парламентских партий. В создании законодательной базы Общественной палаты Свердловской области, в разработке новой редакции Устава Свердловской области - также принимают участие политические партии.
Директор Департамента информационной политики
администрации губернатора Свердловской области
Ю. В. Прыткова