Originally posted by
vikond65 at
Оторванные носы Тассафаронги Ровно 74 года назад, в ночь с 30 ноября на 1 декабря 1942 года произошло морское сражение американцев с японцами у мыса Тассафаронга, в котором японцы продемонстрировали удивительную меткость торпедной стрельбы вслепую, а янки - не менее удивительную живучесть своих боевых кораблей.
Восемь эсминцев под командованием контр-адмирала Райдзо Танаки пыталась в темноте прорваться к острову Гуадалканал, чтобы доставить продовольствие и боеприпасы блокированному там японскому гарнизону. Однако американцы перехватили и расшифровали радиограмму с сообщением о выходе группы Танаки, к тому же, у них уже были радары, позволявшие им заблаговременно обнаруживать противника. На подходе к Гуадалканалу японцев поджидала эскадра контр-адмирала Карлтона Райта в составе четырех тяжелых крейсеров, одного легкого крейсера и шести эсминцев.
Примерно В 23.00 30 ноября американцы установили радиолокационный контакт с японской флотилией. Через несколько минут Райт отправил свои эсминцы в атаку, которая оказалась безуспешной. Все 20 выпущенных торпед прошли мимо. Опорожнив торпедные аппараты, эсминцы ушли с линии огня, чтобы не мешать стрельбе крейсеров. В 23.21 крейсер "Миннеаполис" дал первый залп, а вслед за ним открыли огонь остальные. Вскоре американцам удалось накрыть эсминец "Таканами", на котором начался пожар. Ориентируясь на свет пламени, вся крейсерская эскадра сосредоточила стрельбу на поврежденном эсминце.
Другие миноносцы Танаки ответили массированным торпедным залпом, выпустив в направлении противника в общем счете 40 торпед. Вражеских кораблей они не видели, наводить торпедные аппараты пришлось по вспышкам выстрелов, при этом пуски производились с довольно большой дистанции - порядка пяти километров. Тем не менее, четыре торпеды нашли свои цели. Одна из них попала в носовую часть "Миннеаполиса", вывзвав взрыв находившихся там цистерн с авиабензином для катапультных самолетов-разведчиков. В результате нос корабля отломился и ушел под воду. Вторая угодила в район котельного отделеня, которое оказалось затопленным, а корабль лишился хода.
Еще одна торпеда попала в крейсер "Нью Орлеан", спровоцировав детонацию артиллерийских погребов первой трехорудийной башни главного калибра. Мощный взрыв убил 183 моряков и оторвал всю переднюю часть корабля вместе с башней, однако, водонепроницаемые переборки выдержали напор воды и крейсер остался на плаву. Крейсер "Пенаскола" торпеда ударила в корму, оторвав один из гребных валов, заклинив руль и вызвав пожар цистерн с мазутом. Обездвиженный крейсер ярко запылал, освещая акваторию сражения.
Благодаря этому торпедистам с эсминца "Кавакадзэ" удалось как следует прицелиться и всадить еще две "сигары" в борт крейсера "Нортхэмптон". Ему пришлось хуже всего: торпеды с интервалом в 4 секунды попали почти в одну точку, образовав огромную пробоину размером 96 квадратных метров. При такой площади поражения переборки уже не спасали, вдобавок на корабле вспыхнул пожар. Крейсер начал крениться, поступление воды остановить не удалось и крен непрерывно увеличивался. Через два с половиной часа "Нортхэмптон" лег на борт и затонул. Правда, с него успели снять экипаж, за исключением 50 человек, погибших при взрыве.
Таким образом, американцы потеряли один крейсер и еще три получили тяжелые повреждения, только легкий крейсер "Гонолулу" к концу боя остался невредимым. Японцы лишились расстрелянного корабельной артиллерией эсминца "Таканами". Из 244 членов его команды 185 (по другим данным - 197) человек погибли и 26 попали в плен. Американцев погибло 395 человек, почти половину из них составляли жертвы взрыва боезапаса на "Нью Орлеане".
Несмотря на такие итоги, контр-адмирал Райт доложил о победе, заявив без ложной скромности, что его парни утопили четыре японских эсминца и повредили еще два. За эту "победу" он был награжден "Военно-морским крестом" - высшей наградой флота США. Впрочем, определенный резон в его словах был, так как американцам все же удалось не пропустить флотилию Танаки к Гуадалканалу и сорвать доставку грузов на остров. Однако уже через два дня к Гуадалканалу беспрепятственно подошел новый конвой, доставивший 1500 контейнеров с продовольствием.
Пожар на "Пенасколе" удалось потушить лишь через 12 часов, когда ее задняя часть полностью выгорела, а кормовая орудийная башня взлетела на воздух от взрыва боекомплекта. В итоге все три поврежденных крейсера, в том числе два - с оторванными носами, смогли добраться до безопасной бухты на острове Тулаги. Там им сделали временный ремонт, закрыв пробоины стенками из бревен. С этими "заплатами" корабли кое-как дошли до Перл-Харбора и встали в доки, а примерно через полгода они вновь вступили в строй.
Схема повреждений крейсера "Миннеаполис". Черной штриховкой выделены зоны сплошных разрушений, а желтым цветом - затопленные отсеки.
Погибший у Тассафаронги тяжелый крейсер "Нортхэмптон".
"Наганами" - флагманский эсминец контр-адмирала Танаки.
"Нью Орлеан" после боя у Тассафаронги.
Носовая часть "Миннеаполиса" после временного ремонта на Тулаги.
Торпедная пробоина в борту "Миннеаполиса".
"Пенаскола" (в центре) и "Нью Орлеан" (справа) после капитального ремонта в Перл-Харборе. Октябрь 1943 года.