Гордость нижегородских кораблестроителей

Jan 18, 2008 10:16



18 января 2007 года исполнилось 135 лет со дня рождения И. Г. Бубнова Среди отечественных кораблестроителей авторитет Ивана Григорьевича Бубнова - непререкаемый. Его имя каждый день многократно повторяется в институтах и университетах судостроительных специальностей.
Альберт ПОСТНОВ
Преподавание фундаментальных кораблестроительных наук без ссылок на труды И. Г. Бубнова немыслимо, как было немыслимо и 10, и 20, и 50 лет назад.
Во многих случаях его имя произносится в сочетании с эпитетом «впервые в мире». Впервые он начал читать фундаментальный курс новой основополагающей кораблестроительной науки - строительной механики корабля. Впервые он при проектировании российских линкоров типа «Севастополь» разместил трехорудийные башни главного калибра в линию. При строительстве сверхмощных линейных крейсеров типа «Измаил» впервые применил разработанную им систему набора корпуса (с усиленными продольными связями), которую 10 лет спустя немцы, купив корпуса этих кораблей, длительно и тщательно изучали, прежде чем приступить к строительству своих «карманных линкоров». Впервые в мире он установил четырехтактный дизель в качестве главного двигателя на подводной лодке «Минога», и полстолетия лодки мира имели дизели в качестве главного двигателя надводного хода.
Его деятельность в области кораблестроения была исключительно плодотворной и многогранной, он принимал участие в строительстве русских броненосцев «Сисой Великий» и «Полтава», руководил разработкой технического проекта линейного корабля типа «Севастополь» (сам лично выполнил большинство расчетов по корпусу - 5 томов на 863 листах), под его руководством проектировалась и строилась первая боевая подводная лодка России - «Дельфин», и он лично участвовал в ее испытаниях.
Он вошел в кораблестроение стремительно и энергично. Кронштадтское техническое училище. Младший помощник строителя в Управлении Петербургского порта. Военно-Морская Академия. Корабельный инженер. Балтийский завод - заведующий кораблестроительной чертежной. Еще не защитившего дипломный проект в Академии его назначают преподавать курс «Проектирование боевых судов».

Неудивительно, что Военно-Морскую Академию он закончил с отличием, и его имя занесли на мраморную доску точно так же, как и при окончании технического училища в Кронштадте. Учиться он умел и любил. Когда почувствовал, что его математических знаний недостаточно для решения практических задач, он пошел слушать лекции в университет в качестве вольнослушателя. Посещал лекции профессоров А. П. Коркина, А. А. Маркина, М. В. Мещерского. Ответственное отношение к учебе у него было с детских лет. Еще в ранние годы, когда он учился в нижегородском реальном училище, его классный наставник П. Веселов после посещения его дома 20 января 1885 года записал в журнале: «Был дома за занятиями». Точно так же, как и руководитель практики в Кронштадтском училище отметил в 1889 году: «Все порученное ему выполнял весьма усердно и тщательно».
Он рос в рано осиротевшей семье (отец умер, когда Ивану было всего 8 лет). Как старший, должен был служить примером для сестры Варвары и брата Григория. Жизнь его воспитывала строго и поблажек не давала.
В классном кондуитном журнале реального училища пятым по списку шел Иван Бубнов с неизменно отличными прилежанием, вниманием, при отличном поведении и текущими отметками 4 и 5 (последних было большинство).
И только с рисованием возникли сложности - удовлетворительно. Даже в аттестате об окончании училища единственная тройка - по рисованию.
Можно думать о предвзятости учителя рисования, который не отличался строгой дисциплиной, (в 1885 году без уважительных причин пропустил 45 уроков).
Ан нет. Тот же учитель неизменно ставил Ивану Бубнову отлично по черчению.
Нельзя говорить и об отсутствии художественных склонностей: он всю жизнь очень любил литературу, театр, увлекался цветной фотографией. Так или иначе, учитель, вероятно, здесь ни при чем. А всей дальнейшей жизнью и трудами И. Г. Бубнов подтвердил свою высокую техническую подготовку и профессиональное мастерство нижегородских учителей (С. А. Бобровского, М. Корякина, Л. Знаменского, И. Шеховского, Н. Нецветаевой, О. Невского, П. Веселова, Н. Козленковой, И. Фридман, А. Боргмен и М. Малье).
И теперь, когда огромный вклад И. Г. Бубнова в кораблестроительную науку оценен по достоинству, хочется сказать: «Снимите шляпы, господа, перед памятью его нижегородских учителей».
Нижегородским кораблестроителям, проектантам и строителям подводных лодок особенно примечателен факт, что наш земляк - родоначальник подводного кораблестроения России.
В 1900 году Морской технический комитет докладывал управляющему Морским министерством адмиралу П. П. Тыркову: «Давно уже в иностранных морских державах стремятся разрешить задачу защиты миноносцев самою водой, т. е. осуществить приближение к неприятелю для выстрела мины в погруженном состоянии».
В России «… берется за это дело: по кораблестроению - старший помощник судостроителя Бубнов, по механике - помощник старшего инженера механик Горюнов, по электротехнике - лейтенант Михаил Беклемищев». М. Беклемищев стал первым командиром первой русской боевой подводной лодки.
Под руководством И. Г. Бубнова к июлю 1901 года проект был разработан и рассмотрен на совместном заседании Кораблестроительного, Механического и Минного отделов Технического комитета. В сентябре того же года Балтийскому заводу выдан заказ на ее строительство.
Первая подводная лодка «Дельфин» строилась под руководством двух бывших «реалистов».
И. Г. Бубнов кончил Нижегородское Владимирское реальное училище. А. Д. Долголенко, заменивший Горюнова, закончил Севастопольское реальное училище. Первый отвечал за проектирование и строительство, второй - за организацию строительства…

Подводную лодку «Дельфин» построили в мае 1904 года, а 21 июня в 9 час. ЗО мин. она вышла в море на испытания, которые успешно выдержала.
Подгоняемый военными событиями русско-японской войны Балтийский завод к осени 1904 года построил еще 5 подводных лодок, которые 31 августа были отправлены во Владивосток. Вслед за ними 9 февраля 1905 года выехали с завода 200 рабочих и инженер для обслуживания, наладки и ремонта новой техники.
Прибывшие подводные лодки, хотя в контакт с противником не вступили, но, как отмечают очевидцы, страху на японцев нагнали.
И. Г. Бубнов, не теряя времени, еще в 1903 году разработал новый, более совершенный проект подводной лодки «Касатка». Строительство российских боевых подводных лодок началось.
Всего И. Г. Бубнов разработал 10 проектов подводных лодок, по которым к 1917 году в России построены 32 единицы. По его проектам строили подводные лодки на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, на заводе «Ноблесснер» в Ревеле и на заводе «Навель» в Николаеве.
За 90 лет XX столетия в России и СССР построено более тысячи подводных лодок, среди которых самая большая в мире (пр. 941 - гл. конструктор С. Н. Ковалев), самая быстроходная (пр. 661 - гл. конструктор Н. Н. Исанин), самая глубоководная (пр. 685 - гл. конструкторы Н. А. Климов и Ю. Н. Кормолицын), но самой первой была ПЛ «Дельфин» - лодка нижегородца, корабельного инженера И. Г. Бубнова.
За год до смерти (1919 г.) И. Г. Бубнов, как всегда, глубоко и всесторонне изучал буксировку судов и барж по узким речным фарватерам и каналам. Он словно знал, что его землякам нижегородцам это очень пригодится, когда они начнут строить подводные лодки (1929 г.), особенно при доставке их по внутренним водным путям на действующий флот.
Если первую сормовскую подводную лодку «Комсомолец» (типа «Щука») водоизмещением 578 тонн доставили на Балтику в плавучем доке осенью 1933 года, то последнюю атомную подводную лодку типа «Барракуда» водоизмещением около 6000 тонн на Северный театр доставили в транспортном комплексе в 1992 году.
Заслуженный профессор, генерал-майор И. Г. Бубнов, как никто другой, быстро улавливал и глубоко понимал физическую сущность работы инженерных сооружений. Несомненно, он мог бы по достоинству оценить творение нижегородских кораблестроителей, не посрамивших своей работой выдающегося земляка, выполнив то, что никто в мире еще не повторил. И по всему видно, очень не скоро повторят.
Может быть, потомки - наши современники - к этому времени успеют поставить памятную доску на дом, где родился и 15 лет жил Иван Григорьевич Бубнов. Этот дом еще цел и находится на улице Костина: под номером 20 или 22 - историки подскажут. Тем самым нижегородцы увековечат память о своем знаменитом земляке на его малой Родине.

даты, Человек

Previous post Next post
Up