Битва под Лейпцигом. Диспозиция противников накануне битвы
15 октября Наполеон разместил свои войска вокруг Лейпцига, при этом большую часть своей армии (около 110 тыс.) - южнее города вдоль реки Пляйсе (нем. Pleiße), от Конневитца (нем. Konnewitz) до Маркклееберга (нем. Markkleeberg), затем далее на восток через Вахау (нем. Wachau) и Либертвольквитц (нем. Liebertwolkwitz) до Хольцхаузена (нем. Holzhausen). Корпус Бертрана (12 тыс.) у Линденау (нем. Lindenau) прикрывал дорогу на запад. На севере находились войска маршалов Мармона и Нея (50 тыс.).
Союзники к этому моменту имели в наличии около 200 тысяч солдат, так как 1-й австрийский корпус Коллоредо и русская Польская армия Беннигсена только подтягивались к месту битвы, равно как и кронпринц Бернадот с Северной армией. Силы союзников заключались прежде всего в Богемской армии, при которой находились царь Александр I и прусский король Фридрих Вильгельм III.
Согласно плану главнокомандующего Шварценберга, основная часть армии должна была преодолеть сопротивление возле Конневитца, пробиться сквозь болотистую низину между реками Эльстер (нем. Elster) и Пляйсе, обойти правый фланг французов и занять кратчайшую западную дорогу на Лейпциг. Около 20 тысяч солдат под командованием австрийского маршала Гиулая должны были атаковать западный пригород Лейпцига, Линденау, а Блюхер наступать на Лейпциг с севера, со стороны Шкойдица.
После возражений Александра I, указывавшего на сложность форсирования такой территории, для выполнения своего плана Шварценберг получил лишь 35 тысяч австрийцев из 2-го корпуса Мерфельдта под общим командованием наследного принца Фридриха Гессен-Гомбургского. 4-й австрийский корпус Кленау, русские войска Витгенштейна и прусский корпус Клейста под общим командованием российского генерала Барклая де Толли должны были атаковать французов в лоб с юга-востока. Таким образом Богемская армия оказалась разделённой реками и болотами на три части: на западе австрийцы Гиулая, другая часть австрийской армии действовала на юге между реками Эльстер и Пляйсе и остальная часть Богемской армии под начальством Барклая с юго-востока.
16 октября выдался пасмурным. Ещё до рассвета русско-прусская армия Барклая де Толли начала выдвижение и около 8 часов утра открыла артиллерийский огонь по врагу. Авангардные колонны союзников начали наступление на позиции французских войск.
Русские (14-я дивизия Хельфрайха) и прусские (12-я бригада и 4 батальона 9-й бригады) войска под командованием Клейста около 9.30 захватили обороняемый маршалом Ожеро и польским князем Понятовским Марклееберг: четырежды они были выбиты оттуда и четырежды вновь брали его штурмом.
Находившаяся восточнее деревня Вахау (нем. Wachau), где стояли войска под командованием самого Наполеона, также была взята русскими (2-й пехотный корпус, 5200 человек; кавалерия Палена - гусары, уланы и казаки, 2300 человек) и прусскими (9-я бригада, 5800 человек) войсками под командованием российского генерала Евгения Вюртембергского. Однако из-за потерь от обстрела французской артиллерии к полудню Вахау была вновь оставлена. Несколько батальонов закрепились в лесу на границе с деревней.
5-я русская дивизия Мезенцова (5 тыс. человек), прусские 10-я (Пирх, 4550 человек) и 11-я бригады (Цитен, 5360 человек) под общим командованием Горчакова и 4-й австрийский корпус Кленау (24 500 человек) наступали на Либервольквитц, защищаемый 5-м пех. корпусом Лористона (13 200 человек, 50 орудий) и корпусом Макдональдом (18 тыс. человек). После ожесточённого сражения за каждую улицу деревня была взята, однако обе стороны понесли тяжёлые потери. После подхода к французам подкрепления в виде 36-й дивизии, союзники к 11 часам были вынуждены оставить Либервольквитц.
Весь фронт союзников был так ослаблен битвой, что лишь с трудом мог защищать исходные позиции. Операция австрийских войск против Конневитца также не принесла успеха, и после полудня Шварценберг направил австрийский корпус на помощь Барклаю де Толли.
Наполеон решил перейти в контрнаступление. Около 3 часов дня 8-10 тысяч французской кавалерии под командованием Мюрата попытались прорвать центральный фронт союзников у Вахау. Они сумели прорваться к холму, на котором находились союзные монархи и Шварценберг, однако были остановлены русской гвардией и поспешившей на выручку кавалерией союзников.
Также неудачей окончилась наступление французского пех. корпуса Лористона на Гюльденгоссу. Когда Шварценберг понял стратегическую важность этой позиции, он приказал подтянуть к ней резервные части под командованием великого князя Константина.
Наступление войск Гиулая на Лиденау также было отбито французским генералом Бертраном, однако важного успеха добилась Силезская армия. Не дожидаясь подхода Северной армии Бернадота, Блюхер отдал приказ присоединиться к общему наступлению. Под Видерицом (нем. Wideritz) и Мёкерном (нем. Möckern) его войска столкнулись с ожесточённым сопротивлением. Оборонявший первую деревню польский генерал Домбровский целый день удерживал её от захвата русскими войсками Ланжерона. 17 тысяч человек под командованием Мармона, оборонявшие Мёкерн (нем. Möckern), получили приказ оставить свои позиции и следовать на юг к Вахау, в результате чего они покинули хорошо укрепленные позиции на севере. Узнав о приближении противника, Мармон решил задержать его и послал к Нею просьбу о помощи.
Командовавший на этом участке 20 тысячным корпусом прусский генерал Йорк после многих атак взял деревню, потеряв 7 тысяч солдат. Корпус Мармона был уничтожен. Таким образом был прорван фронт французских войск севернее Лейпцига, два корпуса Наполеона оказались отвлечены от участия в ключевой битве при Вахау.
С наступлением ночи боевые действия затихли. Наступление стоило союзникам около 20 тысяч убитыми и ранеными. Несмотря на успешные контратаки союзников под Гюльденгоссой и в Университетском лесу (возле Вахау), большая часть поля боя осталась за французами. Они оттеснили войска союзников от Вахау до Гюльгенгоссы и от Либервольвитца до Университетского леса, однако не смогли прорвать фронт. В целом день закончился без особого преимущества для сторон.
В боях накакуне Наполеону не удалось разгромить противника. К союзникам шло подкрепление в 100 тысяч солдат, в то время как французский император мог рассчитывать лишь на корпус фон Дюбена. Наполеон осознавал опасность, однако, надеясь на родственные связи с императором Францем, не покинул ставшей крайне уязвимой позиции под Лейпцигом. Через пленённого при Конневитце австрийского генерала Мерфельдта поздно ночью 16 октября он передал свои условия перемирия - те самые, что уже принесли ему мир в августе.[10] Однако в этот раз союзники не удостоили императора ответа. По мнению некоторых исследователей[11] предложение перемирия оказалась серьёзной психологической ошибкой Наполеона - разочарованные итогами предыдущего дня союзники поверили в слабость французов, если император первым предлагает мир.
Воскресный день 17 октября пошёл по большей части спокойно, лишь на севере войска Блюхера, взяв деревни Ойтриц (нем. Eutritzsch) и Голиc (нем. Golis)[12], подступили вплотную к Лейпцигу.
В 2 часа дня в деревне Зестевит собрался военный совет союзников. В это же время было получено сообщение о прибытии Польской армии Беннингсена (54 тыс.). Шварценберг хотел немедленно возобновить сражение, однако Беннингсен заявил, что его солдаты слишком устали от долгого перехода. Было решено возобновить наступление в 7 утра следующего дня.
Для усиления армии Беннингсена ей передали 4-й австрийский корпус Кленау, 11-ю бригаду Цитена и казаков Платова, что увеличило её численность до 75 тысяч солдат.
В 2 часа утра 18 октября Наполеон оставил свои старые позиции, защищать которые из-за недостатка войск было практически невозможно, и отступил на расстояние одного часа пути от Лейпцига[13]. Новая позиция оборонялась 150 тысячами солдат, что было явно недостаточно для отражения союзников, располагавших к этому моменту 300 тысячами солдат при 1400 орудиях. Несмотря на это, бои 18 октября были крайне ожесточёнными и далеко не на всех участках удачными для союзников. В 7 часов утра Шварценберг отдал приказ о наступлении.[1]
Наполеон, управляя войсками из ставки у табачной мельницы Стёттеритца (нем. Stötterlitz), оборонялся гораздо более яростно, чем это было необходимо для прикрытия отступления. Колонны союзников переходили в наступление неравномерно, некоторые из них двинулись слишком поздно, из-за чего удар не был нанесен по всему фронту одновременно. Наступавшие на левом фланге австрийцы под командованием наследного принца Гессен-Гомбургского атаковали позиции французов под Дёлицем (нем. Dölitz), Дёзеном (нем. Dösen) и Лёснигом (нем. Lösnig), стремясь оттеснить французов от р. Пляйсе. Сначала был взят Дёлиц, а около 10 часов - Дёзен. Принц Гессен-Хомбургский был тяжело ранен, командования взял на себя Коллоредо. Французские войска были оттеснены до Конневитца, однако там им на помощь пришли посланные Наполеоном две дивизии под командованием Удино. Австрийцы были вынуждены отступить, оставив Дёзен. Перегруппировавшись, они вновь перешли в наступление и к обеду захватили Лёснинг, однако повторно взять Конневитц, обороняемый поляками и молодой гвардией под командованием Удино и Ожеро, им не удалось.[1]
Упорный бой разгорелся под Пробстхайдой (нем. Probstheida), обороняемой маршалом Виктором от колонн Барклая де Толли. Наполеон послал туда Старую Гвардию и гвардейскую артиллерию Друо (ок. 150 орудий). Старая гвардия попыталась развить контрнаступление на юг, однако была остановлена огнём артиллерии, располагавшейся на небольшом холме в 500 м от места сражения.[12] До конца светового дня союзникам не удалось взять Пробстхайду, бой продолжился после наступления темноты.[1]
Около 2 ч. дня на правом фланге армия Беннингсена, перешедшая в наступление с опозданием, захватила Цукельхаузен(нем. Zuckelhausen), Хольцхаузен и Паунсдорф (нем. Paunsdorf). В штурме Паунсдорфа, несмотря на возражения Бернадота, также участвовали части Северной армии, прусский корпус Бюлова и русский корпус Винцингероде. Части Силезской армии под командованием Ланжерона и Сакена захватила Шёнефельд и Голис. В бою под Паунсдорофом впервые было применено новое оружие - английские ракетные батареи, вклад Англии в Битву народов (входили в Северную армию).
В разгар боя вся саксонская дивизия (3 тыс., 19 орудий), сражавшаяся в рядах наполеоновских войск, перешла на сторону союзников.[1] Чуть позже то же совершили вюртембергские и баденские части.[13] Последствия отказа немцев сражаться за Наполеона образно переданы следующей цитатой[14]:
«Страшная пустота зазияла в центре французской армии, точно вырвали из неё сердце.»
К вечеру на севере и востоке французы были оттеснены на расстояние 15-минутного марша от Лейпцига. После 6 часов наступившая темнота прекратила боевые действия, войска готовились к возобновлению сражения на следующее утро. Уже после того, как Наполеон дал приказ на отступление, начальник его артиллерии представил доклад, по которому за 5 дней боёв израсходовано 220 тысяч ядер. Осталось всего 16 тысяч и подвоза не ожидалось.[15]
Шварценберг сомневался в необходимости принуждать всё ещё опасного противника к отчаянной битве. Гиулай получил приказ лишь наблюдать за французами и не атаковать Линденау. Благодаря этому французский генерал Бертран смог воспользоваться дорогой на Вайсенфельс (нем. Weissenfels), через Линденау в направлении Залле[3], куда за ним потянулись обоз и артиллерия. Ночью началось отступление всей французской армии, гвардии, кавалерии, корпусов Виктора и Ожеро, в то время как Макдональд, Ней и Лористон оставались в городе для прикрытия отступления.
19 октября
Так как Наполеон при планировании битвы рассчитывал только на победу, то были приняты недостаточные меры по подготовке отступления. В распоряжении всех колонн оказалась только одна дорога на Вайсенфельс.
Диспозиция союзников на 19 октября была составлена с расчётом на продолжение сражения. Предложения Александра о форсировании Пляйсе и Блюхера о выделении 20 тысяч кавалерии для преследования неприятеля были отклонены. Когда утренний туман рассеялся, стало ясно, что штурма Лейпцига не понадобится. Король Саксонии прислал офицера с предложением сдать город без боя, если французским войскам будет гарантировано 4 часа на отступление. Александр отклонил его и послал своих адъютантов к колоннам с приказом о наступлении[16] в 10 часов утра.
По словам британского посланника Каткарта, король Саксонии запросил о мире, когда союзники уже начали обстреливать город. Российский генерал Толь, доставивший ответ Александра I королю, был вынужден организовать охрану саксонскому королю от русских солдат, которые стали штурмовать дворец.
В то время как французская армия в толчее протискивалась через западные Рандштадские ворота и сам Наполеон лишь с трудом смог выбраться из города, русские войска под командованием Ланжерона и Сакена захватили восточный пригород Халлес (нем. Halles), пруссаки под командованием Бюлова - пригород Гриммас (нем. Grimmas), южные ворота города - Петерстор - были взяты русскими войсками Беннигсена. Паника среди оставшихся защитников города достигла пика, когда по ошибке был взорван мост Эльстербрюке, находившийся перед Рандштадскими воротами. Услышав крики «Ура!» наступающих союзников, сапёры спешно взорвали мост, несмотря на то, что в городе оставалось ещё около 20 тысяч французов, в том числе Макдональд, Понятовский, Лористон.[16] Многие, в том числе маршал Понятовский, погибли при отступлении, остальные были взяты в плен.
К часу дня город был полностью освобожден.
Исторические последствия
Сражение завершилось отступлением Наполеона за Рейн во Францию. После разгрома французов под Лейпцигом на сторону 6-й коалиции перешла Бавария. Объединённый австро-баварский корпус под командованием баварского генерала Вреде попытался перерезать путь отступления французской армии на подходе к Рейну под Франкфуртом, но 31 октября был с потерями отброшен Наполеоном в сражении при Ханау. 2 ноября Наполеон переправился через Рейн во Францию, а ещё через два дня к Рейну подошли союзные армии и остановились там.
Вскоре после отступления Наполеона от Лейпцига маршал Сен-Сир сдал Дрезден со всем огромным арсеналом. Кроме Гамбурга, где отчаянно защищался маршал Даву, все остальные французские гарнизоны в Германии сдались до начала 1814 года. Подвластный Наполеону Рейнский союз германских государств распался, была освобождена Голландия.
В первых числах января союзники начали кампанию 1814 года вторжением во Францию. Наполеон остался один с Францией против наступающей Европы, что привело в апреле 1814 года к его первому отречению от престола.
Потери сторон
Французская армия по грубым оценкам[17] потеряла под Лейпцигом 70-80 тысяч солдат, из них примерно 40 тыс. убитыми и ранеными, 15 тыс. пленными, ещё 15 тыс. захвачено в госпиталях и до 5 тысяч саксонцев перешло на сторону союзников.[18] Кроме боевых потерь, жизни солдат отступающей армии уносила эпидемия тифа. Известно, что Наполеон смог привести обратно во Францию только около 40 тысяч солдат.[19] Среди погибших был и маршал Франции Юзеф Понятовский (племянник короля Польши Станислава Понятовского), получивший свой маршальский жезл лишь за два дня до рокового дня.[4] 325 орудий достались союзникам в качестве трофея.
Потери союзников составили до 54 тысяч убитыми и ранеными, из них 22600 русских, 16000 пруссаков, 15000 австрийцев и только 180 шведов.
Русские потери подтверждены надписью на стене галереи воинской слава в Храме Христа Спасителя[20], смертельно ранен герой Отечественной войны ген.-лейтенант Неверовский. Также убит ген.-лейтенант Шевич и ещё 5 генерал-майоров. За сражение орден Св. Георгия 2-й степени получили 4 генерала. Исключительно высокая оценка, если учесть, что за Бородинское сражение орденом 2-й степени был удостоин всего один человек, а всего за 150 лет существования ордена 2-ю степень вручали лишь 125 раз.
В память о битве народов в Лейпциге в 1898-1913 был сооружён памятник Битве народов. Финансирование осуществлялось за счёт специально основанной лотереи, а также с пожертвований. В непосредственной близости от памятника находится камень Наполеона. На этом месте 18 октября 1813 Наполеон расположил свою командную ставку. В эпоху ГДР руководство страны долго размышляло над тем, стоит ли снести памятник, который казался символом германского национализма. Однако благодаря тому факту, что монумент также прославлял «русско-немецкое братство во оружии», он был оставлен. В 2003 начались работы по его восстановлению, которое должно завершиться к двойному юбилею монумента в 2013 году.