Originally published at
Дмитрий Панкратов. You can comment here or
there.
24 апреля 1744 года (13 апреля по ст. ст.) на совместном заседании Сената и Синода рассматривалась просьба казанских татар о позволении возобновить сломанные мечети. Также донесли, что ломать мечети опасно, так как старые подданные магометане могут разбрестись, а у других охота к выходу в Россию отнимется. Приказали: мечети сломать и вновь не строить в тех местах, где будут жить русские и новокрещены, чтобы им соблазна не было, а иноверцев из тех деревень перевести в другие, где одни магометане живут. Все мечети сломать опасно и потому, что слух об этом может дойти в те государства, где между магометанами живут люди греческого исповедания и где построены церкви. Потому велено было построить две мечети в Казани в Татарской слободе, а также повсюду строить мечети в тех деревнях, где одни татары, нет русских и новокрещен и где жителей от 200 до 300 человек.
Мечети на тот момент чётко рассматривались как опорные пункты антирусской агитации, центры сепаратизма (Климович Л. И. Ислам в царской России. Очерки. - М., 1936. - С. 12.).
После решения о сносе за полтора года из 536 мечетей Казанской губернии было разрушено 418; в Сибирской губернии, в Тобольске, Таре и уездах эта цифра составила 98 из 133; в Астраханской губернии - 29 из 40.
Сенатский указ 1742 г., ноября 19.
«О недопущении в Казанской губернии строить мечети, и о разведывании губернаторам и воеводам о обращенных в магометанский закон новокрещенных людей».
Read the rest of this entry »