Есть замечательный средневековый текст, пародия на жития святых: "Никто, муж всесовершеннейший" =)
Цит. по изд. Поэзия вагантов М. 1975, серия «Литературные памятники», издание подготовил М.Л.Гаспаров.
1.Был в стране Восточной муж, именем Никто, и был сей Никто, словно второй Иов между сынов Востока. Ибо сей святой Никто велик был родом и происхождением, велик могуществом, велик знанием, велик милосердием и состраданием, велик честью и почётом, велик отвагою. И всё сие Священным Писанием неукоснительно подтверждается. 2.Первое и главнейшее говорю я: был сей Никто велик родом и происхождением, подобно самому господу, который был ни рождён, ни сотворён, но явлен, как сказано в пророчестве: «И явятся дни, и никто в те дни…»(Пс.138,16) Был он из рода воинского, ибо сказано в Писании: «Никто, ратующий о господе»(2Тимоф 2,4). Воин был он однако же знатный, не при ком другом, но сам за себя воюющий, как сказано у апостола: «Никто же служит на своём содержании»(1 Кор 9,7). И был он не из простого рода, но из царского, как сказано: «Никто же от царей имел начало рождения»( Премудрость 7,5). Далее, был он в родстве с Пресвятою девою, будучи рода царского, и в родстве Елисаветы, как сказано у Луки (1,61): «Никто -в родстве твоём». И не только был он рода царского, но с самим господом богом будет он царствовать во веки веков, как сказано в Писании: «Никто же царствует вовеки». 3.Второе говорю я: был сей Никто велик могуществом, ибо он отмыкает, что сам бог замыкает, по слову Откровения: «Господь затворяет, никто же отворит» (Откр 3,7). Более того: самую душу человеческую он смело исторгает из руки господней, по Иову (10,7): «Никто же изымет её из руки твоей». Далее, воздвигает он и то, что господь сокрушил, по Иову (12,14): «Если господь сокрушит, то кто воздвигнет? Никто!» Далее, он может творить и чудеса, творимые самим господом, почему и сказано Никодимом в евангелии: «Кто может творить чудеса, какие ты творишь? Никто!» (И 3,2). Далее, самого бога одолевает он и побеждает, по слову Писания: «Никто же превозможет господа». Далее, у апостолов господних властно он отымает их радость, почему и от Иоанна в евангелии сказано: «Никто же радость вашу отнимет у вас» (16,22). Более того, у самого господа Христа отымает он душу, почему и от Иоанна в евангелии сказано: «Никто же отнимет её у меня» (10,18). Далее, хоть нельзя служить двум господам, он и это может с пользою, как сказано у поэта: Кто двоим господам с пользою служит? Никто!- а в Евангелии: «Двоим господам никто же услужит» (Мф 6,24). 4.Третье говорю я: был сей Никто великим многознатцем, и ведал, кто достоин любви, кто ненависти; и в грамматике был он таким знатоком, что сам Присциан признаёт: «И никто в товарищах моих». Равно и в арифметике был он сведущ, по слову апостола: «Никто же мог перечесть столь великое множество людей» (Откр 7,9). Равно и в музыке велик, по слову Откровения: «Никто же мог научиться сей песни» (14,3). Даже пророком был он, отчего и сказано у Луки: «Никто- пророк в своём отечестве» (4,24). 5.Далее говорю я, что был он велик милосердием и состраданием. Первое тому свидетельство- что сострадал он Христу, на кресте умирающему, о чём сказано: «Умирает праведный, и кто помыслит о том? Никто!».Равным образом сострадал он и мученикам, за Христа принимавшим кончину: «Мужи праведные погибают ,и кто принимает это к сердцу своему? Никто!» (Исаия 57,1). Сострадал он и Лазарю в нищенстве его, просившему для насыщения хотя бы крох со стола: «Никто же давал ему» (Л 16,21). Сострадал и бедствующим, отчего и сказано Екклесиасте (4,1): «И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем; и это слёзы угнетённых, утешитель же им- Никто».
6.Был он велик жизнью созерцательной, служа господу и святым, по слову евангельскому: «Никто возжегший лампаду свою» (Л 11,33); но не менее и жизнью деятельной, по слову: «Никто же возлагает руку на плуг» (Л 9,62). И был он даже доверенным мужем при господе, как сказано: «Никто же достоин знать о том видении» (Мф 17,9). За что и сделано было ему особенное дозволение, да имеет он единый двух жён: «Никто же вправе иметь двух жён». 7.Далее, сей Никто был велик и мужеством: когда не посмели иудеи наложить руку на Иисуса, он единый бросился и отважно схватил его: «Никто же наложил на него руку» (И 7,30). В довершение сказанного, был сей святой Никто обвинителем женщины, взятой в прелюбодеянии, как о том сказано самим Господом: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она же отвечала: «Никто, господи!» (И 8,10-11). Заключая же все достоинства названного мужа, скажу лишь, что сей святой Никто, лицезрев все блага мира сего, взошёл и на самые небеса, по слову евангельскому: «Никто же восходил на небо» (И 3,13). Что и с вами да сбудется, аминь.
Цит. по изд. Поэзия вагантов М. 1975, серия «Литературные памятники», издание подготовил М.Л.Гаспаров.
1.Был в стране Восточной муж, именем Никто, и был сей Никто, словно второй Иов между сынов Востока. Ибо сей святой Никто велик был родом и происхождением, велик могуществом, велик знанием, велик милосердием и состраданием, велик честью и почётом, велик отвагою. И всё сие Священным Писанием неукоснительно подтверждается.
2.Первое и главнейшее говорю я: был сей Никто велик родом и происхождением, подобно самому господу, который был ни рождён, ни сотворён, но явлен, как сказано в пророчестве: «И явятся дни, и никто в те дни…»(Пс.138,16)
Был он из рода воинского, ибо сказано в Писании: «Никто, ратующий о господе»(2Тимоф 2,4).
Воин был он однако же знатный, не при ком другом, но сам за себя воюющий, как сказано у апостола: «Никто же служит на своём содержании»(1 Кор 9,7).
И был он не из простого рода, но из царского, как сказано: «Никто же от царей имел начало рождения»( Премудрость 7,5).
Далее, был он в родстве с Пресвятою девою, будучи рода царского, и в родстве Елисаветы, как сказано у Луки (1,61): «Никто -в родстве твоём».
И не только был он рода царского, но с самим господом богом будет он царствовать во веки веков, как сказано в Писании: «Никто же царствует вовеки».
3.Второе говорю я: был сей Никто велик могуществом, ибо он отмыкает, что сам бог замыкает, по слову Откровения: «Господь затворяет, никто же отворит» (Откр 3,7).
Более того: самую душу человеческую он смело исторгает из руки господней, по Иову (10,7): «Никто же изымет её из руки твоей».
Далее, воздвигает он и то, что господь сокрушил, по Иову (12,14): «Если господь сокрушит, то кто воздвигнет? Никто!»
Далее, он может творить и чудеса, творимые самим господом, почему и сказано Никодимом в евангелии: «Кто может творить чудеса, какие ты творишь? Никто!» (И 3,2).
Далее, самого бога одолевает он и побеждает, по слову Писания: «Никто же превозможет господа».
Далее, у апостолов господних властно он отымает их радость, почему и от Иоанна в евангелии сказано: «Никто же радость вашу отнимет у вас» (16,22).
Более того, у самого господа Христа отымает он душу, почему и от Иоанна в евангелии сказано: «Никто же отнимет её у меня» (10,18).
Далее, хоть нельзя служить двум господам, он и это может с пользою, как сказано у поэта:
Кто двоим господам с пользою служит? Никто!-
а в Евангелии: «Двоим господам никто же услужит» (Мф 6,24).
4.Третье говорю я: был сей Никто великим многознатцем, и ведал, кто достоин любви, кто ненависти; и в грамматике был он таким знатоком, что сам Присциан признаёт: «И никто в товарищах моих».
Равно и в арифметике был он сведущ, по слову апостола: «Никто же мог перечесть столь великое множество людей» (Откр 7,9).
Равно и в музыке велик, по слову Откровения: «Никто же мог научиться сей песни» (14,3).
Даже пророком был он, отчего и сказано у Луки: «Никто- пророк в своём отечестве» (4,24).
5.Далее говорю я, что был он велик милосердием и состраданием. Первое тому свидетельство- что сострадал он Христу, на кресте умирающему, о чём сказано: «Умирает праведный, и кто помыслит о том? Никто!».Равным образом сострадал он и мученикам, за Христа принимавшим кончину: «Мужи праведные погибают ,и кто принимает это к сердцу своему? Никто!» (Исаия 57,1).
Сострадал он и Лазарю в нищенстве его, просившему для насыщения хотя бы крох со стола: «Никто же давал ему» (Л 16,21).
Сострадал и бедствующим, отчего и сказано Екклесиасте (4,1): «И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем; и это слёзы угнетённых, утешитель же им- Никто».
Reply
но не менее и жизнью деятельной, по слову: «Никто же возлагает руку на плуг» (Л 9,62).
И был он даже доверенным мужем при господе, как сказано: «Никто же достоин знать о том видении» (Мф 17,9).
За что и сделано было ему особенное дозволение, да имеет он единый двух жён: «Никто же вправе иметь двух жён».
7.Далее, сей Никто был велик и мужеством: когда не посмели иудеи наложить руку на Иисуса, он единый бросился и отважно схватил его: «Никто же наложил на него руку» (И 7,30).
В довершение сказанного, был сей святой Никто обвинителем женщины, взятой в прелюбодеянии, как о том сказано самим Господом: «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Она же отвечала: «Никто, господи!» (И 8,10-11).
Заключая же все достоинства названного мужа, скажу лишь, что сей святой Никто, лицезрев все блага мира сего, взошёл и на самые небеса, по слову евангельскому: «Никто же восходил на небо» (И 3,13).
Что и с вами да сбудется, аминь.
Утянуто тут
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=86133665&journalid=1916982&go=prev&categ=0
Там же интересный комментарий по истории текста.
Reply
Reply
Leave a comment