небольшой отрывок текста под катом
В Германии школьная система непрерывно производит большую армию - четверть или даже треть выпускников - которые никогда не смогут получить никакого профессионального образования.
Часть из этих подростков просто очень плохо умеет читать. Другие, даже не имея проблем с чтением, просто не в состоянии учиться, не в состоянии работать головой. Даже когда они в 20 лет "берутся за ум" и начинают пытаться куда-то поступить и изучить какую-нибудь профессию (речь о самых простых профессиях!) - у них это просто не получается. Was Hänschen nicht lernt, lernt Hans nimmermehr, то есть то, что Гансик не выучил в детстве, Гансу уже не выучить никогда. Эта пословица справедлива в том смысле, что определенные навыки умственной работы закладываются, видимо, лет до 15. И если этого не произошло, позже уже ничего сделать нельзя, при любой мотивации, при любом старании.
Наши российские эмигранты, как водится, валят всю вину на нерадивых родителей, которые "не мотивировали". Я даже не буду комментировать эту глупость.
Напоминаю, что школа в Германии делится на 3 коридора. Начальную все проходят вместе, а в 9-10 лет в зависимости от оценок делят: лучших учеников в гимназию, похуже- в реальную школу, худших -в так называемую хауптшуле (в некоторых землях родителям предоставляют право выбора, кое-где существует "ужасная левая альтернатива", дающая притом статистически ЛУЧШИЕ результаты - "гезамтшуле", общая школа).
Вышесказанное относится в основном к ученикам хауптшуле. Теоретически, выйдя из этого заведения, они могут получить любое дальнейшее образование, вплоть до высшего. Примеры (редкие) есть. По закону - могут. Практически - нет, так как уровень преподавания очень низкий, уровень классных коллективов очень низкий, настрой на учебу отсутствует (а-а, это в гимназии умники пусть учатся... "как хорошо, что я не альфа!" (с)
Может быть, зато с реальной и гимназией все в шоколаде? Отнюдь нет. Закончить их очень трудно. Конечно, всегда есть умные детки, которым учеба дается легко, которых родители и мотивировали, и развивали, да и способности есть.
Этих деток, к сожалению, никак не хватит на всю германскую экономику...
Оценки у большинства детей в той же гимназии - низкие, борьба часто идет за то, чтобы вообще перейти в следующий класс. Остаться на второй год - самое обычное явление.
Почему так - я могу только догадываться. Программа не так уж сложна. Во многом гораздо проще программы советской школы (если брать математику, биологию, химию, физику) - кроме, пожалуй, иностранных языков. Однако при этом многие дети постоянно на грани нервного срыва. Очень сильное давление на психику. В прошлом году подруга моей дочери пережила приступ нервных судорог - боялась не справиться, и это у них обычное явление, я слышу, как они говорят об учебе. Статистически какой-то очень большой процент гимназистов страдает психосоматическими явлениями.
В результате лишь небольшая часть после школы, даже пройдя с боем весь этот кошмар, идет учиться в вузы. И еще меньше - эти вузы заканчивает. При общей безработице специалистов с высшим образованием не хватает.
Не хватает и хороших специалистов со средним профессиональным образованием. Выпускники реальных школ, придя учиться профессии, тоже часто не выдерживают требований.
Казалось бы, если не хватает умных выпускников, то мест обучения должно быть навалом? Как у нас в позднем СССР зазывали в ПТУ - только иди и учись, так нет же, никто не стремился.
Но почему-то и это не так! Хотя вот в Шпигеле писали недавно, что в некоторых отраслях не хватает учащихся, очевидно, это явление местное. Потому что в основном место учебы найти очень трудно. Я вижу девочек и ребят, которые ждут годами - места в профшколе, места в ВУЗЕ. Эти годы они где-то как-то работают, если вообще находят место работы. Или проходят "добровольный социальный год" или "добровольный экологический год" (почти бесплатная и весьма тяжелая работа). В общем, ждать приходится долго, и это одна из причин позднего "начала жизни" и затягивания молодости...
Стенают все. Стенают производственники, потому что у них нет толковой смены. Подростки и юноши, потому что трудно найти место учебы - не то, что исполнить какую-то там мечту, а вообще хоть какое-нибудь место учебы. Родители, потому что не видят перспективы для детей, и потому что выросших детей приходится содержать (пособие по безработице молодому человеку начинают платить лишь с 25, до этого - должны содержать родители) Стенают политики, потому что все благополучие и вся сила Германии строились на поколениях очень хорошо образованных рабочих и инженеров, а этому, похоже, приходит конец...
http://blau-kraehe.livejournal.com/795642.html#cutid1 Ладно, с мотивами наших компрачикосов уже давно все разобрались.
А эти то мудаки нахрена под собой почву уничтожают?