Лечение сифилиса в домашних условиях

Nov 01, 2011 13:31

Оригинал взят у lena_malaa в Лечение сифилиса в домашних условиях

Российской империи в Скопинском и Данковском уездах Рязанской губернии.

Тема сама по себе весьма интересная (ну и понятное дело щекотливая). Но есть в ней один нюанс. Исследование было написано не этнографом, а земским врачом. И написано было им по следующей причине:

В нашей периодической печати очень часто высказывается желание ближе познакомиться с народными лекарями и с так называемыми народными средствами лечения, а иногда высказывается даже мнение, что эти лекарственные средства гораздо даже лучше и действительнее, чем те, которые предлагаются врачами. В публике же, как мне известно, подобное мнение о народных средствах лечения держится очень давно и кажется очень крепко.

Настроение "среди публики" за полтора века не очень-то и изменилось. Поэтому я думаю, что надо ознакомить широкую общественность с перлами народной мудрости. Для последующего таксказать применения и рекомендования. Народная мудрость же! Возвращаю снова слово автору и предлагаю устроиться поудобнее.

Обычно я помещаю соответствующее фото в начале текста, или картинку. В нашем случае я отказываюсь это делать по причине жалости к вам. Если кто решил, что я не права - вот, смотрите, но только у меня не показывайте в каментах к посту. А теперь послушаем давно умершего человека...

Так, однажды ко мне приходит баба - сифилитичка. Ей назначается мною известное антисифилитическое ртутное лечение. После того баба эта приходит в другой раз
-Ну что, как дело? - спрашиваю я ее.
-Да не помогает! - говорит баба.
-А как же нос твой ведь хороший стал?
А у больной, надо заметить, до этого был преотвратительный, весь в сифилитических язвах, нос.
-Да это верно, - отвечает баба, - только это не от твоего лекарства, а от того, что там у нас бабка-лекарка научила меня его, нос-то, слюнями мазать.
-Ну так ты и мажь его слюнами, благо помогает, а моего-то лекарства не бери! - говорю я.
-Нет, уж ты дай и своего еще! - отвечает баба.

Знахари и, большей частию, прекрасная половина человеческого рода - знахарки, т.е. деревенские бабы и городские мещанки, лечат у нас в деревне в большинстве случаев несчастных сифилитиков, сифилидологи по преимуществу.

Сифилис в деревне ("дурная болезнь" по деревенскому названию) - это своего рода Божий бич! Кто им в деревне не страдал и не страдает! Им страдают и грудные дети, и семидесяти, восьмидесятилетние старики и старухи, им в деревне страдают иногда целыми семьями, иногда человек по 20 и более. Болезнь невыносимая, потому что сама не проходит, а с каждым днем напротив все делается хуже и хуже.
В деревне все быстро узнают, сторонятся, воды из колодезя не дают, а то еще призовут с двумя десятскими на сходку и прочее в этом роде. Врачей и теперь на весь уезд двое-трое, а в прежнее время, до введения земских учреждений, и совсем ни одного не было. Тут поневоле пойдешь лечиться к знахарям. Хотя впрочем ныне этого и нельзя сказать, что поневоле идут к знахарям сифилитики лечиться. Большею частью ныне ходят к знахарям по своей доброй воле, потому что в народе уже исстари укоренилось свое собственное мнение, что знахарь лучше доктора и скорее помогает. А "скорее" вылечиться от "дурной" - это общее желание всех сифилитиков, и поэтому их желанию сильно потворствуют и сами знахари, давая больным слишком больние дозы лекарства.
Известно, что для того, чтобы вылечить сифилис со всеми его первичными, вторичными и третичными проявлениями, нужно времени приблизительно год. Это в счастливых, конечно, случаях, а то и целые годы сифилис не вылечивается, а иногда так, как известно, и совсем остается в организме, в так называемой скрытой латентной форме. Вот этой продолжительности течения болезни и не любят сифилитики. Им, обыкновенно, хочется вылечиться от такой ужасной болезни сразу. Да хотение это и понятно в данном случае само по себе, но тут оно приводит по большей части к печальным, а вовсе не к хорошим результатам.

Для того, чтобы показать, как велика охота у сифилитиков к большим дозам лекарства из желанья, конечно, поскорее излечиться, я приведу здесь примеры из своей практики.
Так, в деревне Арцибасове мужик принес домой из нашей аптеки 30 пилюль из сулемы. Ему велено было по одной пилюле глотать утром и вечером, а он сразу их все развел водой и половину бутылки зараз и выпил. Баба прибегает за мной вся в слезах
-Что такое? - спрашиваю я ее.
-Да и Онисимом моим сделался геморой!
-Какой такой геморой?
-Да с ним этот геморой и раньше был, - отвечает баба.
Я понял скоро, в чем тут дело, потому что припомнил, что Онисим вчера был у меня, и ему дано лекарство от сифилиса. Бегу сей же час в деревню (спасибо в нашей деревне дело было) и моим глазам представилась ужасная картина острого отравления ртутью. Мужик этот еле сидит на заднике и его всего, что называется, корежит, т.е. постоянные судороги, сильная рвота. На окне я заметил бутылку с каким-то лекарством.
-Что это? - я спрашиваю.
-Это мы ваше лекарство развели!
-И он это половину выпил? - спрашиваю я.
-Да! - робко отвечает баба.
Кончилась эта история тем, что я Онисима насилу-насилу привел в себя рвотными и молоком, взбитым с яичным белком. Верно оказалось, что с Онисимом геморой раньше был, как говорила мне баба, потому что Онисим у нас раза четыре уже был на пункте, а отсюда каждый раз и геморой его.

Другой подобный случай был в селе Дегтярке. Баба - сифилитичка, с той же целью, - поскорей вылечиться от "дурной", проглотила зараз тоже пилюль из сулемы, по 1/10 грана каждая, пять штук, как она сама говорила, а вероятно и больше.
-Что же было от этого? - спросил я ее.
-Да насилу молоком отпоили! - отвечает баба и при этом еще улыбается.

Охоту к сильнодействующим лекарствам и к большим дозам можно, говорю, наблюдать чуть ли не у каждого сифилитика.Так, я прежде давал для смазывания сифилитических опухолей в заднем проходе (condilomata lata) ляпис, разведенный водой (20 гран ляписа на унцию воды). Но потом вздумал для той же цели давать сулему, разведенную в спирте. Лекарство это удивительно как понравилось всем больным, как очень сильное средство и скоро помогающее, в особенности, если кто очень усердно мажется.
Помню одного больного кузнеца из села Р-а. Раз дали ему этого лекарства. Приходит кузнец в другой раз и просит опять того же.
-Уж очень хорошо, - говорит, - помогает это последнее ваше лекарство. Я им намажу себе болячки на ночь, да всю ночь по ржам и бегаю (дело было летом).
-Ты значит уж очень сильно мажешь, ты бы полегче, - говорю я.
-Нет, так лучше помогает, скорей вылечишься.
-Зачем ты, - спрашиваю я, - на ночь мажешь?
-А то днем-то увидят, как я бегаю по ржам. А очень хорошо! Пожалуйста дайте еще этого лекарства!
После мне всегда приходила в голову эта любопытная картина бегания ночью по ржам, и я стал предупреждать больных, чтобы мазали полегче, потому что мол это лекарство немного щипит.

"Рукомесло" свое знахари, по моему мнению, заимствуют от военных фельдшеров, которых у нас в деревне теперь очень много; чуть ли не в каждом селе двое, а то и трое. Это, по большей части, бывшие больничные или аптечные служители в военной службе, получающие после службы диплом младшего медицинского фельдшера. Вот этот-то медицинский элемент и разносит по деревням свои медицинские сведения, понятно очень при том скудные и посвящает в них знахарей и знахарок.
Да не подумает кто-либо, что знахарь или знахарка знает какое-либо особенно лекарство от сифилиса, чего не знает медицина! Нет! лечат знахари сифилис обыкновенно тем же, чем лечат и врачи. А именно: сулемой, киноварью (сернистая ртуть) и наконец, третье - декохт из так называемой дорогой травы т.е. из сарсапарилли (decoctum zittmanni), "якоб" пить, называю больные.
Но главное лечение сифилиса у знахарей - это сулемой, и практикуется оно в самых широких размерах. Вот тут-то известная охота сифилитиков к большим дозам лекарств и желание их всегдашнее выпить чего-либо как можно покрепче - и играют весьма важную роль. Поэтому сулема, как сильнодействующее средство, знахарями дается всюду, всем сифилитикам, а то даже и без разбору, сифилитик ли больной или просто страдающий от какой-либо другой болезни.
Просто вообразит баба, что на ней дурная, и просит у знахарки или знахаря сулемы. Да знахарь, ведь главное, и различить-то болезнь конечно не сумеет. Да ему это и не нужно, просто на просто, угостит хорошенько, ну дело и будет, что называется в шляпе: и гонорар будет хороший, а там и водка и всякие подачки вроде полотенцев, яиц, ветчины, муки и прочего деревенского скарба.

Сулема, говорю, первое лекарство у знахарей, ей начинается, ею и кончается всякое лечение. И в каких же дозах дается знахарями и с какой при том неразборчивостью! Как еще выносит все русская натура!
Но иногда эта выносливость уже не помогает, и тут прямо бывают острые случаи отравления сулемой. Так на моей памяти, например, было два случая отравлений, в одном случае больная умерла от сулемы, очень молодая еще женщина, в деревне Шашкиной, в другом случае - в деревне Рыловой умерла тоже от отравления совсем молодая женщина, которую научили купить на пятачок сулемы, на пятачок живой ртути и на пятачок крепкой водки, и все это выпить зараз. Больная выпила, ну и понятно отправилась на тот свет.
Или еще, например, помню в деревне Арцибасово привезли знахаря к одному чахоточному больному. Ездили за знахарем далеко, верст за 25 с лишком. Визит знахаря стоил 5 рублей. И что же знахарь сделал?
Он назначил своему пациенту такую дозу сулемы, что тот бедный чуть-чуть не умер от нее потому что, говорят, с больным сейчас же сделалась страшная рвота и понос, т.е. все признаки отравления.
У знахарей это считается хорошим признаком; "чтобы, как они выражаются, больного и верхом и низом пронесло, и чтобы все нутро там вычистило, гнездо разорвало, а то у тебя, братец, нутро болит!" И я еще удивляюсь, как это самое нутро в виде черезчур уже плохих, чахоточный, с кавернами легких, не вылетело оттуда, т.е. из больной груди, совсем и окончательно. Больной этот вскоре потом умер. Больное нутро, видно, взяло свое. Визит знахаря пропал даром. Это мне известные случаи отправления, но конечно не все такие случаи доходят до врача.

Окуривание киноварью производит в нашем районе преимущественно полька в деревне Ольхах Данковского уезда. Полька эта вышла замуж за здешнего солдата и пришедши со своей родины в Ольхи на постоянное жительство, принесла с собой какой-то польский лечебник, по которому и лечит здесь.
Одно то, что книга эта на каком-то непонятном для народа языке, - одно это производит своего рода впечатление на больного. Живет полька в землянке, чуть не в подземелье, и известна во всем околодке под названием "Ольховской колдуньи". Надо заметить, что лекарка эта постоянно бывает пьяна, потому что без полштофа водки никто к ней не является. Главное свое лечение - окуривание киноварью Ольховская лекарка применяет всюду; окуривает всех без исключения больных, хотя больше все-таки сифилитиков. Так у меня были в разное время три женщины, больные женскими болезнями, которые подверглись окуриванью киноварью и от этого страшно страдали от меркуриализма.

Третье лекарство Якоб или, что то же, Декоб (циттманнов декокт) дается знахарями очень часто. Его дают тоже преимущественно сифилитикам, но кроме сифилитиков, "якоб" пьют и другие больные, как-то чахоточные и золотушные. Корень "дорогой травы" (radix sarsaparillae), из которого приготовляют якоб, продается здесь во всех москательных лавках. В москательных лавках, впрочем, продаются тоже тайком и мышьяк, и сулема, и всякие другие снадобья. Бабе или мужику, значит, достать якоб всегда бывает возможно. Да и пить его бывает очень удобно.
Обыкновенно, четверть водки настоит знахарь или знахарка якобом, прибавит туда изрядную долю сулемы и дает это больному-сифилитику, или бабе - сифилитичке за приличную притом плату. У всех знахарей есть своего рода античная такса, так что четверть якобу стоит например, 3 рубля, полштоф менее и прочее.
Больные пьют якоб всегда с охотою, вероятно от того больше, что это лекарство более безопасно. Замечательно, что все лекарства свои знахари, обыкновенно настаивают на водке, как сулему, так равно и якоб.

Из веществ, неупотребляемых врачами в сифилисе, знахари дают иногда синий купорос. Но дают его очень редко и притом для наружного больше употребления. Его не хвалят за то сами больные. Вероятно это от того, что синий купорос - рвотное средство, а значит и неприятное. "Купорос пила, якоб настаивала, все толку нет!" - обыкновенно слышишь от больных.

Нужно заметить, что лекарственные вещества у знахарей иногда очень нагло заменяются другими более дешевыми средствами. Так например дорогая трава (radix sarsaparillae), т.е. деревенский якоб, заменяется у торговок корнем песочной осоки (risoma graminis rubri). Трава эта растет по берегам рек и озер и продается копеек пятьдесят за фунт, тогда как дорогая трава обыкновенно стоимт 2 рубля 50 копеек.
Иодистый калий, тоже известное в медицине и полезное, притом, лекарство от сифилиса, заменяется часто у торговцев, а отсюда и у знахарей, обыкновенною морскою солью. Такая замена несомненно произошла от того, что, как известно, йодистый калий продается в наших аптеках тайно, по ручной поклаже, т.е. без рецепта врача, под названием "морской соли". Ну торговцы и стали продавать настоящую морскую соль.
Как на курьез, я не могу здесь не указать еще на одного знахаря из села Заболотного,он же кузнец и коновал. Коновал этот лечит тоже и от "дурной", и от разных других недугов, но чем же?
Пойдет он на речку, наберет на берегу разных камешков, как-то: беленьких, желтеньких, синеньких, черненьких, принесет их в кузню, разобьет их там на наковальне все в мелкий порошок, завернет в разные бумажки и после дает их пить больным, или для присыпки наружных болезней. И помогает, говорят!

Вот таких вот больных, т.е. сифилитиков, которые прежде лечились у знахаря или знахарки, трудно бывает вылечить врачу, потому что они, обыкновенно, до такой степени наглотаются ртути, что и не знаешь, с чего тут начинать лечить, - сифилис ли, или - меркуриализм, т.е. хроническое ртутное отравление. А с последним иметь дело гораздо труднее, чем с самим сифилисом. И действительно, ведь мужика нельзя послать на Кавказ, на серные воды!..
В острых же случаях отравления тоже бывает трудно помочь больному, потому что первые три-четыре дня, как и было в указанных выше случаях с отравленными женщинами, больные таятся не только от врача, но и от всех окружающих родственников, и только, обыкновенно, на духу, т.е. священнику, приглашенному для причащения Св.Тайн, рассказывают, а тот уже велит позвать доктора.
Но время бывает уже упущено, потому что яд настолько успеет уже всосаться в организм, что помощь бывает почти излишняя и безуспешна.

В настоящее время, впрочем, сифилитики стали привыкать и к докторам. Так, у меня на двух амбулаторных пунктах бывает ежегодно около тысячи посещений.
"Живая старина" 1896 год

На этом пока я заканчиваю рассказ о занимательной венерологии. Пока, то есть вполне возможно я к ней вернусь чуть позже, если найду достаточное количество интересных или малоизвестных материалов.

Что же касается распространенности сифилиса, то хочу сказать вот что. Автор заметки пишет (это я не приводила, скорее всего будет в следующем медицинском посте), что к нему на пункты в год обращается от 12 до 14 тысяч человек, а сифилис выявляется у тысячи. У _lord_ была информация по обследованию крестьян во время голода в Поволжье. Там емнип количество выявленных сифилитиков доходило в некоторых местностях до 70 процентов. Так что любители французской булки, мечтающие о попаданских радостях, должны как минимум мечтать прихватить с собой короб презервативов и ящик бициллина...

для незлопамятных, западники и лапотники

Previous post Next post
Up