Давно я не была в большом легендарном и знаковом театре Москвы.
Как то все больше меня в маленькие театрики заносит, или на современные площадки. А тут - театр Вахтангова. Постановка Туминаса "Дядя Ваня".
Сильнее всего меня поразили мои собственные чувства: Когда погас свет и кулисы расползлись- меня секундно накрыла дурнота: голова закружилась, сознание сделало паузу. Потом все пошло как обычно, но ощущения запомнились.
Такое бывает, когда встречаешь кого то из прошлого, кого сильно любил, и отношения не прошли бесследно.
Вот так за секунду я вспомнила себя выпускницу, влюбленную в театр, мечтающую стать актрисой и работать на такой вот сцене, играть Чехова, ходить в красивых платьях, говорить в зал, красиво роняя слезы...
Как сильно поменялось мое восприятие театра с тех пор. Как классический театр отстает от времени и теряет в качестве продукта по сравнению с маленькими современными площадками.
Возможно, я попала не в тот момент. Ибо спектакль то высоко оценен критиками. Но мне не понравился!
Я помню другой спектакль Туминаса, "Играем Шиллера" в театре Современник, который меня потряс, погрузив в размышления на несколько дней. А этот спектакль - не оставил никаких следов. Хотя мне кажется, я узнавала эстетику и выдержанность режиссера. Но она была словно выцветшая и уставшая. Словно слегка вытравлена этими актерами, этого театра, не принявшими литовского режиссера 100% таким, каким он пришел к ним.
Иногда мне казалось, что я вижу сколь пронзительной и глубокой должна была бы быть та или иная сцена. Но не чувствую этого. Как будто мне показывают рисунок спектакля случайные актеры, не погружаясь в персонажей и действо. А вот если бы вышли те актеры, которые это репетировали, то все сразу же встало бы на свои места...
Я видела как работают актеры и никак не могла это развидеть: вот Маковецкий делает вид, что не может поймать подтяжку, вот Дубровская делает вид, что ей ужасно скучно, вот Вдовиченков делает вид, что пьяный. Прям как у Чехова в "Чайке" : "Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки"
Эту постановку хвалят за нетрадиционное прочтение. А мне увиделось просто облегчение смысла, упрощение сути, когда важные сцены решены были в виде клоунады, чтобы посмешить зрителя, акценты пьесы смещены хаотично, таким образом, что совершенно не понятно, в чем дело и что за мысль транслируется со сцены.
И все же видно, какие талантливые актеры на сцене. Возможно, это был просто неудачный спектакль. Ведь ему уже 4 года, и запал, наверное, прошел. А играть технично в рисунке Туминаса невозможно, там все на атмосферах и внутреннем напряжении построено... И пластический рисунок спектакля без актерской наполненности выглядит плоским и бессмысленным.
А может, я изменилась, а не качество спектаклей любимого когда то режиссера. И мое восприятие стало иным, и не трогает меня то, что впечатляло раньше. Тоже допускаю.