ДОГМА 95

Mar 02, 2009 16:21


Я думаю все так или иначе знакомы с Датским проектом "ДОГМА 95". Группа режиссеров в протест "художественному" кино приняли "обет целомудрия" и начали снимать "нехудожественное" кино, воздерживаясь "...от создания «произведений», поскольку мгновение ценнее вечности" (с)
В частности режиссеры в своих фильмах воздерживаются от выражения "собственного мнения", от навязывания зрителю своей точки зрения и выводов от сюжета,их имена даже не фигурируют в начальных титрах. Фильмы сняты без спецэффектов, без специального света, фильтров,статичных камер,рельс и пр., без грима, реквизита, без наложения музыки.. Все на ручную камеру, музыка, если звучит, то звучит непосредственно в кадре, реквизит только тот, что может быть в месте съемок, никаких исторических костюмов, все события снятые в фильме происходят здесь и сейчас.

Это очень необычные фильмы. Догматики,как правило любят снимать свои фильмы о шизофреничных людях, с явными отклонениями (думаю, многие видели "Идиотов" Фон Триера или "Торжество" Томаса Винтерберга). И к этим фильмам можно по-разному относиться, многие из них оставили тяжелое впечатление, многие я с трудом досматривала до конца, но так или иначе каждый фильм оставил во мне след. Удивительное ощущение, что ты смотришь не снятое-смонтированное кино, а стоишь за камерой, здесь и сейчас наблюдаешь за жизнью других людей. Не взглядом режиссера и оператора, а своим. Ты видишь только то, что ты увидел бы, будь ты сам в тот момент в том месте среди героев. А реальность существования актеров на таком сногсшибающем уровне, что не вспоминаешь, что это актеры ни на секунду. Посмотрев "Джулиэна ослика" ("Julien Donkey-Boy") я никак не хотела воспринять главного героя, как актера.И даже пересмотрев "На игле", а потом "Кислотный дом" где этот же актер играл роли второго плана, мне все равно сложно поверить, что Джулиэна играет актер, а не то, что это и есть сам Джулиэн (фильм, кстати, не рекомендую, это невозможно натуралистично и документально, до тошноты.. бытовая история о нескольких днях жизни умственно отсталого парня)
Хочу рассказать вам про фильмы: "Открытые сердца" и "Король жив"

Хочу написать про два фильма из этого проекта:
"Открытые сердца" реж.Сюзанна Байер.
Он и Она собираются пожениться, но случай решает иначе, из-за аварии он перестает двигаться, и кажется, ненавидит весь мир, а она просто хочет жить дальше. Люди повинные в трагедии тесно входят в ее жизнь. Взаимно разрушая жизни друг друга все так или иначе просто хотят быть счастливыми.
Наша жизнь, как броуновское движение: мы сталкиваемся друг с другом, причиняя себе и другому боль отлетаем в другом направлении,меняем скорость движения, меняя свой путь, то ли разрушая все, что было, то ли обретая новое. Никаких приемов режиссерских, никакого режиссерского мнения, мол, это положительный герой, а это отрицательный, этого надо любить, а этому не стоит сопереживать, никаких спецэффектов...ручная камера, как и положено по "Догме", и это цепляет мое зрительское соучастие, словно я нахожусь одновременно в телах всех персонажей.

"Король жив" реж. Кристиан Левринг
Автобус с пассажирами заблудился где-то в Намибийской пустыне. Бензин кончился, а до ближайшего населенного пункта несколько дней пешего пути. Еды и питья нет, есть только заброшенный шахтерский городок с разрушенными домами, остатками консервов и отшельником, который не знает английского языка. Один из пассажиров решается идти за помощью, остальные пытаются выжить до прихода спасателей.И тут начинается (по словам одного из героев) "фантастический стриптиз человеческих потребностей". Тут полно и страстей, и истерик, и смешного, и возмутительного. Однако оторваться невозможно и сопереживаешь героям, и очень веришь им.
Чтобы как то скоротать время и не сойти с ума от голода,жары и ожидания, один из героев, актер, предлагает всем сыграть "Короля Лира". Отшельник, как некий сторонний наблюдатель, не знающий языка чужаков, точно замечает, что эти люди все время говорят слова, но при этом они не говорят друг с другом. Их игра бессмысленна и мертва (как,частенько, и игра актеров в театре) И только на грани отчаяния, когда становится понятно, что помощи ждать неоткуда, а трагедия уже неизбежна, слова Шекспира вдруг становятся живыми и обретают смысл.

впечатления о кино

Previous post Next post
Up