Собака

Dec 04, 2017 19:16




В Магаданском издательстве "Охотник" вышла интереснейшая книга геолога Бориса Вронского.

"ТАЕЖНЫМИ ТРОПАМИ"

Воспоминания о геологических поисках на Колыме в 30-50-е гг. XX в. Стихотворения.

Живой, образный язык выпускника горного отделения Варшавского политехнического института. Увлекательное описание непосредственного участника важнейших событий в истории отечественной геологоразведки. Однако остается при знакомстве с воспоминаниями выдающегося исследователя недр некий смутный осадок.

"Читал я много и беспорядочно. Придя домой из училища, я, подстелив что-нибудь, ложился на пол около печки и читал, читал, читал. Беспорядочное чтение развило у меня близорукость, и мне в тринадцать лет пришлось надеть очки.

Лет с одиннадцати у меня начался душевный разлад на почве начавшихся сомнений в существовании бога. Я горячо молился, отбивая бесчисленные поклоны перед иконостасом, каковой в те времена являлся обязательным реквизитом каждого дома. Молился я втайне, прося бога избавить меня от искушения. Однако время и чтение делали свое дело, и сомнения становились все бо'льшими и бо'льшими. Окончательно я «изверился» в существовании бога, когда мне было примерно четырнадцать лет.


Были весенние (пасхальные) каникулы. Как обычно, я проводил их в Михайловке. В приюте был сторожевой пес Буян, пес со странностями. То он ластился, а то вдруг, ни с того ни с сего, мог запросто тяпнуть вас за ногу. Приближалась Пасха с неизбежным говеньем и последующим причащением. Говенье заключалось в исповеди перед священником в своих грехах, которые им «отпускались». Затем следовал обряд причащения, который окончательно закреплял «отпущение грехов». Заключался он в том, что после прослушивания церковной службы (обедни) каждому причащающемуся клалась в рот на ложечке частица просфоры (белого хлеба), размоченная в вине. Во рту у вас эта частица таинственным образом превращалась в тело и кровь господня, проглотив которые вы окончательно очищались от старых грехов и могли начинать грешить «по новой». Это было великое таинство, и горе было тому, кто пренебрегал им.

Тетя моя была очень богобоязненным человеком, и у нее было очень много «священных» книжек, выпускаемых Троице-Сергиевской, Киево-Печерской и другими лаврами для наставления верующих. В одной из таких книжек описывалась страшная история об одном нечестивце, который выплюнул причастие на землю, и о псе, который пытался сожрать это причастие. Пес был испепелен огнем, вспыхнувшим на месте выплюнутого «тела господня», а безумный нечестивец долго и тяжко болел. Он раскаялся и, исцелившись от неверия, ушел в монастырь, где примерным поведением и неустанными молитвами искупил свой грех.

Эта история поразила мое воображение. Содрогаясь от ужаса, я решил повторить ее даже ценой длительной болезни. Во-первых, представлялась возможность разделаться с Буяном, да еще таким эффектным образом, а во-вторых, это был достойный способ укрепить мою пошатнувшуюся веру в бога.

И вот, держа во рту причастие, я примчался из церкви домой и направился к Буяну, который, повиливая хвостом, выжидающе смотрел на меня. С замиранием сердца я выплюнул причастие, ожидая, что вот-вот взметнется огненный смерч, который, того и гляди, испепелит не только Буяна, но заодно и меня. Буян с жадностью слизнул с земли крохотные кусочки «тела господня» и, облизываясь, смотрел на меня. Я на всякий случай отскочил в сторону.

Прошла минута, вторая - ни дыма, ни пламени. Можно представить мое разочарование. Я чувствовал себя обманутым. С тех пор мое атеистическое воспитание пошло семимильными шагами. Я стал увлекаться научно-естественной литературой, которой, к сожалению, в ту пору было очень мало и достать которую было нелегко. Огромное впечатление произвела на меня книга немецкого естествоиспытателя Геккеля «Мировые загадки», которая на многое открыла мне глаза, окончательно исцелив от веры в бога.

**********************

Как просто. Накормить Причастием собаку и вот, ты, после суровых, но увлекательных испытаний Гражданской войны, живешь легко и свободно полноценной интересной жизнью геолога-первопроходца, до почтенной старости и спокойной смерти в 1980 г. в возрасте 82 лет. И все эти годы ты не то, чтобы не замечаешь расстрелов, концлагерей и всеобщей лжи, но не считаешь это чем-то неприемлемым. Жизнь прекрасна!

Песня о черте (юмореска)

Много ласковых названий

Слышал в жизни я своей:

И урод, и образина,

И отпетый дуралей.

Второсортные названья

И названья «первый сорт»

В знаменателе имели,

Что я страшен точно черт.

Черт так черт!

Я принимаю

Эту кличку навсегда.

Некрасивым быть, ей-богу,

Не такая уж беда.

В нежном возрасте, бывало,

Скорби не было конца.

Все, пожалуй, я отдал бы

За красивый штрих лица.

Жизнь казалась безотрадной.

Я решил в двенадцать лет,

Что с наружностью такою

не на свете счастья нет.

Был уверен безусловно,

Что любви достоин тот,

У кого красивый профиль

- Будь хоть это идиот.

(Впрочем, часто так бывает,

Жизнь примеры нам дает:

Идиот с лицом красивым

Чаще выигрыш берет).

Силе, ловкости,отваге

Я значенья не давал.

Херувим с лицом Нарцисса

Был мой первый идеал.

Креп и рос я понемногу,

И настал блаженный час -

Стал совсем мне безразличен

И мой профиль, и мой фас.

Идеал переменился:

Сила рук и сила ног -

Вот единственно чему бы

Позавидовать я мог.

Херувим мне стал противен,

Красота была виной.

Много бедных херувимов

Было сильно бито мной.

Много подвигов чудесных

В эти годы я свершил.

Жаль, что в памяти остались

Лишь два слова: «били», «бил».

Я сейчас не так уж молод...

Ну, а все же иногда

Встрепенется ретивое,

Как в прошедшие года.

Все же я переменился,

Выбрал новый идеал:

Полюбил природу жадно

И бродягой вольным стал.

У меня немало силы,

И отвага в сердце есть.

Много вынес я такого,

Что другим не перенесть.

Хорошо бродить по свету,

Видеть новые места

(Черти тоже понимают,

Что такое красота).

Я люблю воды журчанье,

Но..., милей моей чертовки

Ничего на свете нет.

И она, поди, томится,

Без меня ей нудно жить.

Как ни странно, но и черта

Тоже могут полюбить.

Верю я, что буду счастлив,

Что не вылечу за борт.

Я веселый, некрасивый,

Беззаботный, любый черт.

Алдан Зима 1927 г.

"Таежными тропами" - книга замечательная. Однако ответа на вопрос - задумывался ли когда-нибудь геолог Борис Вронский о наличии связи между веселыми кощунствами, изрыгаемыми подобными ему, отрекшимися от своего первородства детьми Российской империи, и десятками миллионов убитых в 20 веке русских - верующих и неверующих, - в ней нет. Читателю придется додумывать ответ самостоятельно.

Магадан, книги, история Дальнего Востока, вера и разум, Гражданская война на ДВ

Previous post Next post
Up