Argumentum ad populum

Dec 06, 2012 10:50


С момента начала массовых митингов прошел один год. Количество ностальгических текстов о том, как однажды, возмущенные фальсификациями на выборах, тысячи людей пришли на Чистые пруды, потом на Болотную площадь, проспект Сахарова, а потом приходили снова и снова, заполонили весь политизированный сегмент интернета.



5 декабря 2011 года я всю ночь простоял около ОВД Китай-город, где ждал освобождения Навального и Яшина, а затем вел трансляции из судов над Навальным и Удальцовым.

6 декабря 2012 года вышел доклад Фонда развития гражданского общества, который возглавляет Константин Костин - экс-глава управления внутренней политики в Администрации Президента, при котором массовые протесты и начались. В написании этого доклада принял участие и я, о чем было известно еще в середине ноября ("КоммерсантЪ" об этом писал, например).

Конечно, я отдавал себе отчет в том, что после его публикации начнется очередная вакханалия в социальных сетях, а в свой адрес я услышу много нелицеприятных вещей. Но решение внести свой вклад в исследование, которое очень скоро окажется на столе у Вячеслава Володина, нынешнего первого заместителя АП, у Сергея Иванова, руководителя АП, и, быть может, у Владимира Путина, я принял вполне осознанно и ничуть об этом не жалею. Объясню почему и зачем, но уж точно не стану оправдываться.

Об УВП слышал, наверное, каждый оппозиционер, хотя бы краем уха, но чем оно занимается, кроме как "борется с оппозицией", знают далеко не все.

Управление внутренней политики:

- Осуществляет информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом его конституционных полномочий по определению основных направлений внутренней политики государства.

- Готовит в пределах своей компетенции, обобщает и представляет Президенту и Руководителю Администрации Президента материалы об общественно-политической ситуации в стране, а также предложения по вопросам государственного строительства, федеративных отношений, местного самоуправления, региональной и информационной политики.

- Организует и обеспечивает взаимодействие главы государства с Федеральным Собранием, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, организациями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, общественными и религиозными объединениями, иными структурами гражданского общества.

- Обеспечивает взаимодействие Президента и Руководителя Администрации Президента с полномочными представителями Президента в федеральных округах.

После массовых митингов, которых действительно никто не ждал, в том числе и сами оппозиционеры, началась реорганизация аналитических центров, показавших свою отвратительную работу, потому что даже излюбленный всеми ЦСР предсказал лишь задержания после футбольного матча. Одним из таких центров стал Фонд развития гражданского общества. К нему, как и к ряду других новых организаций, перешла часть аналитических функций Управления внутренней политики.

Именно этот доклад станет основой для выработки дальнейшей стратегии взаимоотношений не только между властью и оппозицией, но между властью и всем обществом в целом. Поэтому на фоне все громче звучащих призывов о необходимости диалога с властью, которые исходят даже от многих членов Координационного совета, упустить такую возможность было бы большой глупостью.

В этом докладе я написал главу про альтернативные форматы протеста, раздел про эволюция руководящих органов (обязательно прочитайте его, потому что Координационный совет уже однажды был создан), и часть раздела про изменение политических установок участников протестных акций.

Изменению подверглась только глава, причем по большей части это было вызвано необходимостью соблюдения формата доклада, который не может быть чересчур огромным, потому что это - не книга, и даже не раздел в учебнике истории.
Единственный момент, который меня покоробил - это неверная, на первый взгляд, интерпретация происходившего в день автопробега 19 февраля. Там написано (после редактуры):

"Некоторые участники провоцировали дорожные проблемы, звучали призывы окружить Кремль «белым кольцом». Эти действия были пресечены сотрудниками правоохранительных органов".

Призывы окружить Кремль звучали в анонсе от организаторов, но вот про провоцирование дорожных проблем - не совсем правда, на мой взгляд (хотя многие получили штрафы за парковку на тротуарах вполне за дело). Тогда я и сам доехал до Кремля, а телефонный разговор с сотрудником Центра Э, тормозившим поток Хондой Цивик в связке с грузовиком из какой-то подмосковной воинской части, существование которых в ГУВД отрицают, выложил в сеть.

В любом случае, у каждого своя точка зрения на некоторые события, и во многих вещах удалось достигнуть компромисса, потому что не бывает такого, чтобы все было сразу, как ты хочешь.

Тут Максим Санников, человек, при котором глава про "оккупаи" писалась в режиме онлайн, и один из самых активных участников уличных акций, написал, мол, сильно искажен смысл. Смысл не искажен нисколько, потому что фраза Бориса Акунина, состоящая из одного абзаца, и которая из окончательного текста никуда не делась, описала все то, что было написано на первых трех страницах про события 6 мая, слова Пескова про печень и постоянные задержания полицейскими, напрочь забывших про регламент:

"Думаю, что это гуляние по скверам и бульварам теперь надолго. Чем грубее и беззаконнее полиция будет разгонять людей, гуляющих по собственному городу, тем больше народу будет выходить на улицы. Делать это нужно до тех пор, пока они не поймут: это наш город, мы гуляем в нем, где хотим и когда хотим. Через несколько дней возвращаюсь в Москву, повяжу белую ленточку и тоже буду повсюду собираться группами".

Многие противопоставляют доклад Костина статье Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, который также в скором времени появится на столе у Володина, Иванова и Путина. Там написано:

"Ощущая признаки кризиса, власть скорее пытается восстановить прежнюю, исчерпавшую себя модель отношений с обществом - с точечными изменениями или их имитацией, - нежели сформулировать новые принципы, учитывающие реалии сегодняшнего дня. Некоторый наблюдаемый спад протестной активности ошибочно трактуется ею как возвращение к status-quo пятилетней давности".

Об этом же говорится и в докладе Фонда:

"Вместе с тем, проблемные мотиваторы протестов сохраняются - снижение общего интереса к протестам связано в первую очередь с неприятием их текущего формата; изменение повестки дня оппозиционных мероприятий, акцентирование социально-экономической тематики, выдвижение понятных и реализуемых требований, появление новых ярких фигур способны вновь актуализировать интерес к уличным мероприятиям".

Только вот наш доклад совсем о другом. Мы рассказали о том, кто, как и почему слил протест, и что это за люди, которые вышли на улицы, и с которыми надо считаться.

Недавно я написал о том, что революции уже не будет, и что с действующей властью придется считаться, как бы кто к ней не относился. Об этом говорили и до, и после - посмотрите хотя бы на концепцию Собчак, Пархоменко и послание Ходорковского. И когда 10-15 тысяч митингующих ждут, что к ним выйдет Путин и выполнит все их требования - это выглядит очень наивно и глупо.

Будет 100 тысяч, которых никогда на митингах не было - требования улицы начнут выполнять.

Будет 500 тысяч в Москве и поддержка регионов - будет смена власти.

А пока лишь будет корректировка того, что есть.

Только вот штука в том, что людей, которые не поддерживают ни власть, ни оппозицию, и пойдут за теми, кто сможет решить их проблемы, показав себя на деле, а не крича одни и те же речи целый год на митингах, с которых стремительно уходят люди, за последний год стало намного больше. И пойдут за этими людьми хоть на избирательные участки, хоть на улицы. 
А пока этого не произошло - сидеть сложа руки означает согласиться с происходящим в стране, и ждать, пока кто-то решит за нас. А когда это произойдет - неизвестно.

Я не баран, еба**ый в рот, и не бандерлог с презервативом на груди. Я не оппозиционер, и не ставленник Кремля, и тем более не политик, коим меня некоторые люди ошибочно считают, никогда им быть не хотел и не буду. Я человек, который хочет жить в нормальной стране, где люди не грызут друг другу глотки из-за политических взглядов, способны договариваться и находить компромисс, и свободно выражать свое мнение. А пока лишь я вижу, что комментарии к текстам за Путина ничем не отличаются от комментариев к текстам против него.

Последний год стал для меня очередным подтверждением Омара Хайяма: "Уж лучше голодать, чем что попало есть, и лучше быть одним, чем вместе с кем попало". И "с кем попало" - это не те десятки тысяч людей, которые выходили на улицы, выходят сейчас и выйдут еще. И это не те люди, с которыми мы прошли огонь, воду и медные трубы. И тем более это не те люди, которые сидят в колониях и СИЗО, пока Илья Яшин (возвращаю тебе открытку) вместе с Ксюшей Собчак отдыхают в Маракеше, а последняя - с улыбкой толкает в тюрьму Удальцова, Развозжаева, а вместе с ними и Лебедева.

Ну и справедливости ради немного о тех, кто работает с Координационным советом, и чьими докладами восхищаются некоторые оппозиционеры, ждущие краха системы:

Центр Стратегических разработок - председатель правления Дмитрий Козак (заместитель Председателя Правительства с 2008 года), Дмитрий Мезенцев (экс-губернатор Иркутской области, которого, как вы помните, самолет ждал).
Комитет гражданских инициатив - председатель Алексей Кудрин (состав тоже говорящий).
Институт Современного развития (ИНСОР) Игоря Юргенса - попечительских совет возглавляет Дмитрий Медведев.

И вы думаете, они Путина будут из Кремля выгонять? Да им просто нужно, чтобы с их интересами считались также, как мы хотим, чтобы считались с нашими.

Previous post Next post
Up