Цивилизованный человек отличается от дикаря тем, что у него есть QR-код. Должен же он чем-то отличаться, верно? Традиционно для этой цели использовались штаны, причем вначале признаком цивилизованности было их отсутствие (populi togati vs barbari bracati), а затем - наличие. Воспитание Пятницы Робинзон начинает с двух важнейших и строжайших заповедей: запрета есть человечину и предписания носить штаны. В тропиках ходить в тяжелых, толстых, вонючих штанах из плохо выделанной козлиной шкуры не слишком удобно, но Пятница не ропщет, поскольку осознает их символическое значение. Не будем же роптать и мы, ибо, как сказал бы Лессинг, сие есть воспитание рода человеческого. Потомки сложат о нас легенды, ведь нам выпала честь жить в исторический момент перехода от утративших культуросозидательную функцию, исчерпавших себя и скомпрометированных штанов, которые уже ничего не маркируют, так как ходят в них практически все, к новому неиссякаемому источнику формо- и смыслообразования. Припадая к нему и проникаясь его живительной силой, не забудем, однако, о необходимости рефлексии. Что значит мыслить ревакцинироваться? Слово «вакцина» происходит от vacca, корова. Vacca, в свою очередь, восходит к протоиндоиранскому waćáh, которое опять-таки означает корову, и ничего другого, кроме коровы. У греков, однако, корова называлась αγελάδα ([
1], [
2]), от ᾰ̓γέλη, стадо, и далее от глагола ἄγω, что означает «веду», «привожу», т. е. вакцинация имеет прямое отношение к «агону» (в том числе к классической буркхардтовой, ницшеанской и постструктуралистской его интерпретациям), а это уже, сами понимаете, не шутки. Предоставив читателю самостоятельно исследовать открывающиеся здесь герменевтические бездны, перейдем теперь от фундаментальной онтологии к культурной антропологии и зададимся вопросом о значении повторного действия. Почему нужно не только вакцинироваться, но и ревакцинироваться? Прежде всего, удвоение есть то, что придает событию завершенность, и ни о чем нельзя сказать, что оно поистине имело место, пока оно не имело места дважды. Один раз, как известно, еще ничего не значит, идет ли речь о гендерной идентичности или о поводе для знакомства. Могут возразить, что уже сама по себе вакцинация осуществляется посредством двух уколов, становясь таким образом актом действительным и необратимым. Но вакцинация есть не что иное как инициация, посвящение (здесь нельзя не отметить, что инициация через укол - прекрасная находка, гармонично и изящно сочетающая самые архаичные традиции мистерий и средневековых акколад с идеей торжества прогресса), и ее основный смысл состоит в бесповоротном отречении от профанического, погрязшего в невежестве и обреченного на гибель мира невакцинированных. В теории обрядов перехода (van Gennep, 1908; Aronson and Mills, 1959; Turner, 1969 et al.) подобный очистительный ритуал трактуется как прелиминальный, тогда как ревакцинация - это своего рода конфирмация, то есть собственно лиминальная церемония, а получение QR-кода и его предъявление следует рассматривать как постлиминальные обряды интеграции в сообщество избранных и спасенных. Наконец, речь ведь идет не о принадлежности к какому-то жалкому тайному обществу или культу, но о разделении наиболее общем из всех, о критерии цивилизованности. Поскольку цивилизация противостоит хаосу, она основана на внешней и внутренней дисциплине, а дисциплина в изначальном смысле слова подразумевает не только признание авторитетов, послушание и следование заветам, какими бы идиотскими они ни были, но и упорство, повторение, упражнение, регулярное возобновление усилий. Чтобы быть существом высшего порядка, носителем прометеева огня и аристократом духа, недостаточно надеть штаны пару раз: их нужно надевать ежедневно, и только этот триумф воли, этот непрекращающийся труд, подобный труду Сизифа, но исполняемый каждым добровольно и с сознанием своего долга перед человечеством, приобщает нас к осевому времени истории и вводит в число культурных героев, les héros civilisateurs. Точно так же ежегодная ревакцинация, в мифологическом плане отождествляемая с периодическим обновлением мира, а в плане магическом обеспечивающая само его сохранение и правильное воспроизведение космического цикла, в аспекте институциональном предстает как символическая практика социального конструирования коллективной идентичности. Отсюда ясно, что введение обязательных QR-кодов после всего лишь двух лет неопределенности и именно в тот момент, когда утилитарная их ценность оказалась проблематизирована - свидетельство отнюдь не тупости нашего правительства, но, напротив, его необычайной мудрости, что и следовало доказать.