(no subject)

Dec 21, 2013 02:09

К вопросу о путях и эволюции этики:
"Одна девушка-юкагирка пошла в лес за тушей лося, убитого ее братом. Подойдя, она очистила голову, прикрытую снегом, и стала разглядывать ее морду. Глядя на черные круги под глазами, она подумала с жалостью: "Наверное лось, когда его стал догонять мой старший брат, почувствовал боль в сердце и плакал". После этого мужчины не смогли убить ни одного лося и начался голод. Люди уговорили шамана покамлать и определить причину. Выйдя из транса шаман рассказал, что случилось. "Что же нам теперь делать?" - спросили люди. "Эту девушку надо повесить, - ответил шаман, - рядом с ней нужно повесить двух собак, суку и кобеля. Может быть, после этого дела пойдут на лад." Люди так и поступили: "Лучше пусть умрет одна девушка, чем весь род." На следующий день глава охотников пошел на охоту и убил лося."
"Смерть девушки, - пишет Иохельсон (1855-1937, российский этнограф, основоположник юкагироведения), - была искуплением за нарушенное табу. Она согрешила тем, что посмотрела на охоту глазами непосвященного, тогда как "мудрые люди", мастера примитивной дипломатии, представляют себе смерть животного как несчастный случай, а не как результат недобрых желаний людей. Охотники делают все возможное, чтобы замаскировать факт преднамеренного убийства. Когда она подумала с жалостью о страданиях лося, то разрушила иллюзию о природе смерти животного".

http://rusrep.ru/article/2013/12/18/yukagir/
Предпоследние из юкагиров

этнография, смерть

Previous post Next post
Up