человек и общество

Aug 20, 2009 03:53

Несмотря на то, что свой блог на diary.ru я забросил и позволил ему слиться в архив, я все еще захожу туда, чтобы почитать избранное. Сегодня не выдержал и ввязался в спор, хотя сам уже пожалел. Надо было давно отписаться от этого человека, поскольку наши с ним взгляды на жизнь со временем стали резко расходиться, и его позиции по многим вопросам ( Read more... )

интересное, люди, вопросы, ссылки

Leave a comment

nabroskov August 20 2009, 07:14:44 UTC
В комфорте жизненном - да, в развитии экономическом - да. Обобщать вообще не стоит, но мне кажется, что когда человек черезчур занят своими материальными интересами, у него недостает времени на самое себя. И, потом, все зависит от тебя лично. Я вот, например, помогаю людям, только по велениям души. И вовсе не обязательно ради каких-то материальных благ. В остальном, я очень формален, то что относится к моим обязанностям по работе, и прочим общественным ролям и не более того. Мне кажется, что слово "интерес" и "противоречить интересам" это настолько расплывчатая формулировка, что ней далеко не уедешь. Это ты имел в виду под разумным эгоизмом? То что на западе, я бы назвал, господство материальной целесообразности. Кстати, именно с запада начался кризис института семьи. Возможно это эволюция, но она в значительной степени изменит сами отношения в обществе. Но это совсем другая тема))

Те люди ушли, вопрос в том куда ушли, и надо ли идти за ними. Ты считаешь, что надо. А я считаю, что нет. Однако, я не буду цепляться за свое мнение, ведь не исключено, что я его поменяю. А может быть и нет, кто знает)))

Reply

d_ivanov August 20 2009, 08:06:33 UTC
Я согласен с тобой в том, что Запад чересчур увлекся материальным. Однако мне хочется надеяться, что связанные с этим проблемы социальных институтов и потерянного человека не фатальны и однажды будут преодолены. Просто по моему мнению материальная целесообразность является необходимым условием для дальнейшего строительства общества разумных эгоистов. Под ними я подразумеваю людей, которые старательно работают, исполняют свои гражданские права и могут оказать посильную помощь соседу не ради какой-то высшей социальной сознательности, а просто потому, что им приятнее жить в процветающем сообществе, чем в загнивающем. Ведь процветание или загнивание сообщества имеет проекцию на процветание или загнивание семьи и отдельно взятых людей. Я не помню, писал я об этом в посте про Германию или нет, но знаешь, как там в некоторых деревнях продаются цветы? Растет лужайка, рядом ящик, на ящике бумажка с ценой. Никакого продавца или охранника. Люди подходят, срывают цветы, платят и уходят. Никто не ворует. Почему? Это ведь такой простор для личной выгоды, как показалось бы многим нашим с тобой соотечественникам. Цветы можно выкопать даже с корнями и растить потом у себя на участке и продавать втридорога. Это так. Но в обществе разумных эгоистов люди понимают, что в долговременной перспективе им выгоднее сделать так, чтобы тот, кто продает цветы посредством ящика, не разорился из-за воровства, поскольку процветание одного означает процветание многих. Это некий материалистичный аналог "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи" Серафима Саровского.
И потом, пусть в таком обществе мало места велению души, но ведь тебе проявлять его никто не запрещает.

А в фразе про интересы я подразумевал то, что если человеку несложно оказать помощь ближнему, он с радостью ее окажет. Либо по велению души, либо по сознанию того, что все его вклады в общество, в окружающих, ему же вернутся сторицей. Ручей пересыхает тогда, когда человеку хотят сесть на шею. Это сильная позиция по отношению к своим правам и обязанностям - то, что я всегда хотел иметь.

Reply

nabroskov August 20 2009, 08:20:40 UTC
Мне бы хотелось, чтобы ты был прав насчет нефатальности. Но мне кажется, что это именно фатально. Поесть можно всегда успеть, а вот себя найти это посложнее. Тут приоритеты важны. Есть тоже надо, не надо в этом видеть божественного смысла.

То, что ты описал (с цветами), только подтверждает правило. Наказание за кражу таково, что целесообразнее не воровать. Слишком много риска и слишком мало выгоды)))
Хотя, безусловно, десятилетиями-столетиями воспитываемое, имеет свои последствия тоже) не только в карательных органах дело.

Разумеется веления души можно проявлять в любом режиме, в любом обществе. Именно поэтому я так и делаю) это моя свобода.

Процветающее общество.. ну да, наверное приятнее) когда улицы чистые и дома не заваленные на бок. Вот только, что приятнее и не более того) Для меня это не критично. Хороший дом и вылизанный дом.. меня устроит просто хороший)

Мне кажется, ты преувеличиваешь сознательность европейцев. Я склонен видеть в их поступках очень трезвый расчет. И мне это не очень нравится. Хотя, внешний результат разумеется выдающийся. Но, все это гипотезы, вот поживешь несколько лет в Германии, тогда и расскажешь, как дела обстоят на самом деле)

Reply

d_ivanov August 20 2009, 08:35:19 UTC
Я и не придаю материальному божественный смысл. Я просто считаю это необходимым фундаментом. Как в пирамиде потребностей Маслоу - как только удовлетворены материальные потребности, самое время подумать о пище для ума, самоидентификации и пр.

Вот уж не сказал бы, что там большие наказания. На Западе нет, конечно, моратория на смертную казнь, как у нас, но за банальную кражу цветка (или нескольких цветов) можно отделаться штрафом. Это в СССР при Сталине за кражу колоска с пшеничного поля можно было угодить до конца жизни на рудники или сразу к стене перед расстрельным взводом.

Дело не в одной только приятности. Дело, помимо того, в чувстве безопасности. Когда я вижу пусть пригодный для жилья, но покосившийся дом, я волей-неволей начинаю задумываться, а что будет, когда начнет обрушаться крыша, не съездит ли мне балкой по голове. u.s.w. Фундамент должен быть прочным.

Может быть, и преувеличиваю. Однако я не вижу чего-то плохого в трезвом расчете. Это атрибут именно что взрослой и самодостаточной свободной личности, для которой приоритетна она сама и ее выгода.

Мы там, кстати, общались с выходцами из Украины, России и Латвии. На вопрос, мол, нет желания вернуться, ни один не ответил утвердительно )

Reply


Leave a comment

Up