Кстати, о фильме «Путаница». Давно хотел что-то написать о нем.
Впервые я увидел его давно, лет этак в 14-15. Смотрел не с начала, мало что понял, но кульминация и конец мне весьма понравились. А несколько месяцев назад с большим трудом откопал на одном
торрент-сайте и насладился вновь.
Содержание фильма можно охарактеризовать одной фразой. Человек теряет терпение от творящегося вокруг безумия. Очень долгая завязка, занимающая более половины фильма, повествует о жизни молодого парня, у которого все вдруг становится неладно: девушка изменяет и считает, что это нормально, деньги кончаются, работы нет, а нужно как-то содержать брата-наркомана, который вдобавок ко всему убегает из клиники. Но героя лишает терпения даже не это, а словно бы вписанность всех его неприятностей в общую картину окружающего мира, в котором повсеместно разруха - и на улицах, и в головах. Ему хочется просто покоя, хоть какой-то стабильности, но все люди, которых он видит по телевизору, встречает на улицах, с которыми разговаривает, охвачены кто ненасытной жаждой власти или наживы, кто бредовыми идеями, кто наркотическими снами... В этом аспекте фильм скорее сюрреалистичен, нежели реалистичен: тиранирующий город начальник отдела полиции, например, выглядит скорее салонным монстром, чем реальным персонажем, но у фильма, кажется, и нет цели изображать его реалистично. Главное - намек, идея.
Кроме того, реальный мир оказывается цепко связан с внутренним миром героя: подчас трудно угадать, что видит зритель: фантазию или мысль героя, или же реальное событие из мира фильма.
Интересный элемент в динамику событий вносят вариации их развития: некоторые моменты фильма становятся "точками возвращения": зрителю показывают, например, как герой встает с асфальта, идет домой, включает телевизор, смотрит пару минут, достает из ящика пистолет, читает молитву и вышибает себе мозги. А в следующее мгновение он снова оказывается лежащим на улице, и зритель видит еще одну возможную историю. И еще одну.
Кульминация и конец фильма, как мне показалось, о том, как даже посреди этой всеобщей разрухи остаться человеком широкой души и что на самом деле должно быть ценно для такого человека.