Фотограф и эссеист Эвген Бавчар родился в 1946 году в Словении, в маленьком городке недалеко от Триеста. В 11 лет он полностью потерял зрение. В 16 лет Эвген начал фотографировать. В 26, получив степень бакалавра философии и истории, он переехал из Любляны в Париж и больше в Словению не вернулся. Во Франции Бавчар стал активно заниматься фотографией, защитил докторскую диссертацию по эстетике в Сорбонне. Его первая персональная выставка состоялась в Париже в 1987 году, а на данный момент их прошло уже более ста, в Европе и Америке.
Эвген Бавчар много пишет и говорит
о том, как он снимает, будучи незрячим, и может рассказать об этом лучше, чем кто-либо другой - ему и предоставим слово.
«Я был непослушным ребенком, меня было очень трудно контролировать, учить чему-нибудь. Однажды, играя, я повредил себе веткой левый глаз, и я даже не мог представить, какая катастрофа ждет меня дальше. С этого дня я смотрел на мир одним глазом - до того, как рядом со мной разорвалась мина, оставшаяся после войны, и осколок лишил меня второго глаза. Я ослеп не мгновенно, зрение покидало меня в течение нескольких месяцев, это было как будто долгое прощание со светом. И за это краткое время мне надо было успеть увидеть и запомнить все, что было мне дорого: иллюстрации в книгах, цвета, небесные явления… Запомнить, чтобы взять с собой в путешествие, из которого нет возврата».
«Радость, которую я испытал, когда сделал свой первый снимок, была вызвана тем, что таким образом я присвоил себя нечто, что мне не принадлежит. Это было настоящее тайное знание: как обладать чем-то, что я не могу увидеть. Вопрос ведь не в том, как слепой может фотографировать, а в том, почему ему хочется это делать».
«На моих фотографиях люди получаются не такими, какие они в обычной жизни, не такими, какими они привыкли видеть себя. Их меняет встреча с неизвестным, с абсолютной темнотой».
«Обычные фотографы - они ослеплены тем, что их беспрестанно «бомбардируют» образами. Я спрашивал некоторых из них о том, что они видят, но они не могли мне ответить. Им трудно находить подлинные образы, выйти за пределы клише. Современный мир - слеп: вокруг слишком много изображений, это что-то вроде загрязнения. Никто ничего не видит. Приходиться продираться сквозь все это, чтобы найти нечто настоящее».