Первая театральная постановка по роману Юрия Коваля "Суер-Выер"

Oct 10, 2011 14:15

" - Ну как там у тебя? - крикнули с фрегата. - Есть ли там истина?

- До хрена! - ответил я и бодро двинул в глубь острова. "

Оригинал взят у vera_rb в Первая театральная постановка по роману Юрия Коваля "Суер-Выер"
*


Оказывается, «Суер-Выер» впервые был поставлен на сцене Мариинского народного театра "Желтое окошко" (г. Мариинск Кемеровской области). Премьера спектакля состоялась 15 июня 1999 года. Все роли в нем исполнил режиссёр-постановщик Пётр Зубарев.
Спектакль шел в театре много лет. В 2007 году корреспондент Валентина Сеет написала о своих впечатлениях в районную газету "Вперед".

"На полу сидел босой взлохмаченный человек в видавшей виды тельняшке. Он складывал из бумаги фигурки, но вновь с нарастающим чувством разочарования комкал бумагу и бросал ее на пол. Что-то важное, едва уловимое, не являлось, не вспоминалось, лишь дразнило легким призраком. В новой, почти безнадежной попытке человек сложил из бумажного листа детский кораблик - и вдруг лицо его просветлело, он встрепенулся.



Послышались приглушенные звуки прибоя, и легкое дуновение ветерка коснулось щеки. Перо! Он держал в руках легкое, невесомое прозрачное белое перышко. Вот она, заветная реликвия. Человек закрепил перо на мачте кораблика вместо паруса. В тот же миг шум моря, крики чаек, ветер дальних странствий закружили, понесли, и ...

«Темный крепдешин ночи окутал жидкое тело океана. Наш старый фрегат «Лавр Георгиевич» тихо покачивался на волнах, нарушая тишину тропической ночи только скрипом своей ватерлинии.

- Грот-фок на гитовы! - раздалось с капитанского мостика.

Вмиг оборвалось шестнадцать храпов, и тридцать три мозолистых подошвы выбили на палубе утреннюю зорю. Только мадам Френкель не выбила зорю. Она плотнее закуталась в свое одеяло».



Милый сердцу старый фрегат «Лавр Георгиевич» с невозмутимым и отважным морским волком капитаном Суером-Выером вновь бороздил просторы океана Жизни в поисках Истины. В этом небывалом путешествии все было не так, все странно, нелепо, анекдотично смешно. И слова, к которым мы все привыкли, вдруг с самого начала оборачивали свое значение шиворот-навыворот.

Удивительную, необычную книгу написал известный детский писатель Юрий Коваль. Автор хорошо знаком читателям по произведениям, ставшим классикой: «Пограничный пес Алый», «Недопесок Наполеон III», «Приключения Васи Куролесова», «Пять похищенных монахов». Окончив в 1960-м году Московский государственный педагогический институт, Юрий Коваль поначалу учительствовал в деревне. Выдумывая для учеников рассказы-диктанты, почувствовал, что может и должен писать.

Из-под его пера появились повести и рассказы, зарисовки, миниатюры, духовно и художественно спаянные одной внутренней темой: родина и детство - произведения, написанные легким стилем и ярким образным русским языком, пронизанные искренностью и добротой, романтичностью и нежностью, большой любовью и беспощадной реальностью, способной расшевелить простые души.

И вдруг «Суер-Выер» - произведение неожиданное, парадоксальное, гротескное, полное иронии, юмора и сатиры. Оно вызвало в читательской среде бурю противоположных откликов: от безудержного восторга - «это шедевр сродни Сервантеса и Рабле», до критического неприятия - «как Юрий Коваль мог написать такой маразм?»

Но в «пергаменте», как определил автор жанр своего последнего в жизни произведения, Юрий Коваль остался верен своему стилю - умению воссоздать мир зримо, в объеме, красках, звуках и запахах. Пусть даже и фантастический мир, в котором по архипелагу Души путешествуют герои, отважившиеся искать истину.

Сценическое воплощение «Суер-Выер» впервые нашел на сцене Мариинского народного театра. (Во всяком случае , нет информации о том, что кто-то в стране поставил «Суера» раньше) Режиссер Петр Зубарев вывез его на Пермский Всероссийский фестиваль моноспектаклей в 2002 году, где чуть не стал «Открытием года». Жюри после долгих споров присудило премию актеру Всеволоду Чубенко из Вологды. Однако Петр Зубарев со свои «Суером-Выером» стал обладателем трех - самого большого количества - призов: Пермского театра драмы, Пермской телерадиокомпании и газеты «Московский комсомолец».

Несомненно, известный режиссер Михаил Левитин в Московском театре «Эрмитаж», используя возможности столичной сцены, поставил «Суера-Выера» оригинально и здорово, на четыре часа заморочив головы зрителям. Одни фотографии в Интернете чего стоят!

Однако наш Петр Зубарев увлекательным сюжетом, своим мгновенным перевоплощением в героев Юрия Коваля в не меньшей степени захватывает безоглядное внимание зрителей, увлекая в столь необычное странствование. Из 29-ти островов, открываемых командой Суера-Выера, он сумел выбрать главные, «хотя, сердце кровью обливается, столько там всего!», и уложиться в полтора часа динамичного яркого действа, каждый год украшающего театральный сезон «Желтого окошка».



Первый из открываемых островов - остров Валерьян Борисовичей, где его обитатели все как один Валерьян Борисовичи, все в велюровых шляпах и живут в пещерках из песка, которые роют сами себе. Жители островка не признают другого мнения и образа жизни и вмиг становятся агрессивными, заприметив проблески инакомыслия и инакожития.

« - Да! Да! Да!- закричал Главный Шляпоголовый. - Копайте все себе норки! Здесь очень хороший песочек, легко копается. И все мы будем дружно… Сидеть в норках.

И тут я подумал, что это неплохая идея, и мне давным-давно пора выкопать себе норку в теплом песке, и хватит вообще шляться по белу свету.
- Заведу себе велюровую шляпу, - думал я. - Стану Валерьян Борисовичем, а там - разберемся».

Героя, ставшего было погружаться в зыбучий песок рутины, «дернул за шиворот и выволок из норы» не терявший бдительность капитан.

Выдержав ураган шляпозакидательства, десант первооткрывателей спасся бегством.



Но впереди команду ждали не менее рисковые приключения. Оказывается, опасным может быть и Остров неподдельного счастья. Его обитатели не знают никаких забот. Весь день с утра до ночи они парятся и моются, купаются в океане и «оттягиваются» пивом с воблой.

«Да, это было так. Счастье полное, чистое, никакой подделки. Жители острова парились и мылись с утра до вечера. Мыло и веники березовые им выдавались бесплатно, а за пиво и воблу они должны были только радостно скакать».

Под вечер, побывав во всех знаменитых московских банях, герои отдыхали у костра.

«Задремывая, я думал, что на этом острове можно было бы остаться на всю жизнь.

- Бежим!- шепнул мне капитан. - Бежим, иначе нам не открыть больше ни одного острова. Мы здесь погибнем. Лучше ходить немытым, чем прокиснуть в глубоком наслаждении.»

Искупительный остров, на котором ВСЕ есть. И остров, на котором абсолютно НИЧЕГО не было. Остров сжигающей любви (вернее, страсти) и Остров ненависти. Остров открытых дверей, на котором единственное, что и было, - открытые двери, да кое-где подвешенные в воздухе открытые окна с колышущимися занавесками...

И, наконец, кульминация - Остров нищих, где главного героя коснулось перо ветра.



«Оно свистнуло и овеяло наши лбы, рассыпало мысли, просветлило взор, прошептало запах детства. Вспорхнуло? Скользнуло? Пропало? Улетающее перо ветра? Нет! Нет! Постой! Погоди! Не улетай так быстро! Побудь еще на щеке, ведь ты важнее всего!

Пусть все так и стоит колом и косо по направлению к небу, пусть движется, замерев.

Какое же это счастье - ясность в душе!»

Ее принес не вожделенный Остров нищих, а потому что настало время просветления. Количество впечатлений внезапно перешло в качество - мир на мгновение стал другим, но необратимо изменил героя, ставшего способным воспринимать Истину, которая, как известно, познается в одиночестве. Но достиг герой обетованного острова Истины вкупе с командой старого фрегата «Лавра Георгиевича».

«Желтое окошко» Петра Зубарева 16-й год светит всем нам. И совсем маленьким, впервые открывшим «Узелок со сказками», и взрослым, попытавшимся «Рассмешить Несмеяну». Кого что зацепит: кто пробудится среди «Сна в летнюю ночь», кто в «Русалочке» узнает свою любимую, кто прозреет в «Стране слепых», кто услышит биение «Иванова сердца», кого оживит «Кукла наследника Тутти», а кто-то вновь отправится в плаванье по архипелагу своей души вместе с «Суером-Выером», как это было не более двух недель назад...

Каждый спектакль дышит дыханием его создателей разных лет, пусть самодеятельных актеров, на свой страх и риск зажегших свечу в «Окошке». Ее пламя не опаляет крыльев, потому что поддерживает в нем огонь сердец. Они служат театру бескорыстно, открывая, удивляя, радуясь и плача. И приглашают нас к открытию самих себя.

Вы помните адрес? Мариинск, Площадь Свободы, 1."

Валентина Сеет, газета «Вперед» №22 от 23 марта 2007 года (в текст внесены исправления).

Статья: http://culture.kemrsl.ru/news/?go=full_news&id=1751
Фотографии: http://www.yellowindow.ru/content/view/40/23/, http://yellowindow.narod.ru/sv.html.

Спасибо serezhik_18 за помощь в подготовке поста.

из сердца в сердце, Зубарев, цитаты, путь сердца, жизнь как молитва

Previous post Next post
Up