Алексей Султанов

Jan 04, 2008 05:11

20 июня 1998 года москвичи запомнили. Бешеный ураган, обрушившийся в тот вечер на Москву, стал стихийным бедствием. Музыкальная общественность, зорко следившая за баталиями XI конкурса им. Чайковского, проходившего в это же время, запомнила этот день навсегда благодаря другой стихии: в Большом зале консерватории в рамках второго тура играл пианист Алексей Султанов. Создавалось ощущение, что для него нет технических преград, он низвергал потоки музыки, обрушивал на слушателя звуковую лавину. Такого финала Седьмой сонаты Прокофьева Москва не слышала со времен Рихтера - казалось, что настал «последний день Помпеи» и что рояль не выдержит этого вулкана экспрессии, накала и совершенно нечеловеческой скорости исполнения.



История того конкурса Чайковского общеизвестна: решением высокого жюри Султанов не был пропущен в третий тур состязания, а в отсутствие главного претендента на первую премию победа досталась Денису Мацуеву.


А я помню 1986 год, когда мы, группой струнников Калининского Музыкального Училища, мотались на прослушивание скрипачей. Но все разговоры были про конкурс пианистов: "Какой-то мальчик играл программу со сломанным пальцем! Как такое возможно? Возможно - ему анестезию делают, как футболисту! Так как звать-то мальчика? Султанов Алексей, 16 лет парню."

Его всё-таки тогда вышибли со второго тура. Жюри, типа, не выдержало - ну сколько же можно мучить свой палец? Хех, жалостливые какие... Кстати, ровно через год после той истории Алексей Султанов был удостоен Гран-при американского конкурса Вана Клиберна.

В 1995 г. жюри Конкурса пианистов имени Шопена решило присудить Султанову вторую премию, а первую не присуждать; Султанов отказался получать диплом второй степени, после чего у 26-летнего пианиста произошёл инсульт. В 1998 г. жюри Международного конкурса имени Чайковского сочло исполнение Султановым Седьмой сонаты Прокофьева излишне вольным и темпераментным и не допустило его в третий тур, что вызвало резкую реакцию прессы.

Объявляя результаты второго тура на конкурсе 1998 года, председатель жюри пианистов композитор Андрей Эшпай сказал, что ему стыдно - Алексей Султанов не прошел в финал (говорят, существует видеозапись этого эпизода).



В 2001 г. 26 февраля Султанов перенёс второй инсульт с параличом левой стороны тела. В результате, двигательные функции обеих рук почти полностью были утрачены. Он продолжал выступать с благотворительными концертами, в которых ему помогала жена, в прошлом виолончелистка Даце Абеле, исполнявшая партии левой руки. 2005 году - в возрасте 35 лет от очередного инсульта в Форт-Уортe, штат Массачусетс, США, Алексей скончался.

* * *

Скорее всего, тут повлияло много факторов. И несправедливость на конкурсах Чайковского и Шопена, и нервотрёпка с армией, и нечеловеческая нагрузка, да кто знает, что ещё...

И всё-таки, гнусь какая-то творится на всех этих конкурсах. Подтасовки, междусобойчики, политика вышибания со второго тура, если кто-то талантливее на самом деле, а бабло уже попилили... Практически все, кто в жюри - педагоги участников этих же конкурсов. ХIII конкурс Чайковского опять оскандалился. Обидно, что его теперь называют не иначе как "Чайник"...

Хочу предложить вашему вниманию запись с конкурса им. П.И. Чайковского (1998 год) сонаты № 7 для фортепиано Сергея Прокофьева.

Исполняет Алексей Султанов.

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

ЧАСТЬ 3

И ещё его гениальное исполнение на концерте в Риге (2000 г.)

К. СЕН-САНС "ПЛЯСКА СМЕРТИ"

Послушайте...


вспомним, download

Previous post Next post
Up