Мой друг Борис

Mar 04, 2015 22:14


Гибель Бориса Немцова глубоко шокировала и потрясла меня, мы не только лишились надежды оппозиции, но я лично лишилась дорогого мне человека. Эта смерть стала для меня личной трагедией. Я до сих пор не могу поверить, что Бориса больше нет. Так уж получилось, что я не смогла попасть в Сахаровский центр на прощание с ним, - теперь я думаю, что так даже лучше. В моих воспоминаниях Немцов будет только живым, и мне кажется, что он сам бы этого хотел. К сожалению, мы не виделись часто, но я чувствовала и ощущала его действительно как друга. Сегодня, я хотела бы вспомнить о замечательном человеке - Борисе Немцове.

Мы познакомились в октябре 2008 года, на встрече Бориса Немцова с его сторонниками, я попала туда так как сама была членом "СПС" (Я и сейчас разделяю идеи и ценности Бориса Немцова). Первое, что мне бросилась в глаза - так это открытость Бориса, его честность и прямолинейность. Видно было, что на даже самые острые вопросы  - хотя на встречу мог попасть кто угодно - он отвечает без страха. Второе - демократичность Немцова так же была ярко выражена: было видно, что он не считает себя выше других, а относиться к людям как к равным. Так, на вопрос человека из зала: "А почему вы не любите коммунистов?" Немцов ответил: "Вас как зовут?" Мужчина: "Борис". Немцов: "О, отлично! Я не люблю коммунистов по личным, семейным обстоятельствам". (У Бориса Немцова отец был коммунистом и ушел из семьи, когда он был еще совсем маленьким. Об этом он написал в свой книге "Исповедь бунтаря").

Я была очень счастлива, что попала на эту встречу: до этого мне казалось, что познакомиться с Немцовым нереально, - слишком уж он известный человек. После встречи я подошла к нему, и попросила его со мной сфотографироваться, - было видно что Немцов уходит. Но на мою просьбу сфотографироваться - он охотно согласился. Так ж получилось, что фотографии одна за другой получались ужасными, а было видно, что он сильно спешит.  Но я была в отчаянии: я не знала, увижу ли я Бориса снова, а я очень его уважала и хотела иметь память о встрече с ним. Уже в дверях музея Сахарова, я взяла Немцова за руку, и попросила: "Борис Ефимович, вы меня извините, но я так хочу сфотографироваться с вами! Но получается плохо, а для меня - это память..." Борис Немцов обнял меня за плечо, и сказал: "Все в порядке, Дашенька, мы с тобой будем фотографироваться до тех пор, пока у тебя не получится". Мы фотографировались восемь раз, пока не получились эта фотография:


После этого я увидела Немцова только полгода спустя: в апреле 2009 года он возвратился из Сочи, где участвовал в выборах мэра (сама я не могла там быть по личным обстоятельствам). Я подошла к нему после пресс-конференции, где он был с Владимиром Миловым и расказывал о том, как проходила кампания в Сочи, - о том, как местная власть вставляла палки в колеса и запрещала любую агитацию, и о том, что даже сестра Немцова, работавшая в рекламном агентстве не смогла помочь брату, так как рисковала лишиться работы. Он рассказывал о том, как общался с местными жителями, собирал митинги на площадях без всякого оборудования, а провластные активисты разбрасывали в почтовые ящики местных жителей агитацию против него; о том как в день выборов на избирательных участках появлялась ФСБ. На этой встрече какой-то нашист задавал ему провокационные вопросы, на которые Немцов отвечал открыто, логично и честно, разваливая тем самым планы нашиста опорочить Немцова. Так, нашист спросил его об Илье Яшине, который накануне выборов звонил кандидату от "Единой России" Пахомову, якобы тот потом не пришел на выборы. "Значит, по вашему, Яшин названивал Пахомову, пока у того не разболелась голова и довел его до того, что тот не пошел на выборы?" - засмеялся Немцов. "Дело в том, что Яшин звонил только затем, чтобы узнать: хорошо ли прошла организация завтрашних выборов", - заметил Немцов. Нашист сразу как-то сник и не нашелся что еще спросить у Немцова. После пресс-конференции я подошла к Немцову, чтобы попросить афтограф на его книгу "Исповедь бунтаря" (в прошлый раз я ее забыла дома, и Немцов подписал мне афтограф на книге "История либерализма на Рязанской земле". Немцов расплылся в улыбке (он уже уходил и стоял в лифте, я зашла к нему), "Это же моя любимая..." - "Даша" - подсказала я. "Дашенька!" - сказал Немцов. "Я же тебе уже что-то подписывал!" - спросил он, чем смутил меня, - я не нашла что ответить, а Немцов тем временем подписал книгу.

В следующий раз я увидела Бориса в августе 2009 года - на митинге, а месяцем спустя, - он участвовал в презентации доклада "Лужков. Итоги". Дело происходило в его офисе на Котельнической набережной, Немцов в своей книге изобличал дела градоначальника. После презентации книги для прессы (а я туда попала т.к. была членом "Солидарности"), Немцов пригласил всех присутвующих к метро Третьяковская "Где я, как известно живу", - улыбнулся он, где он будет раздавать и подписывать доклады жителям. Михаил Шнейдер - ближайший соратник Немцова, который знал меня, подошел ко мне и ехидно сказал: "Вы, Даша, тоже можете поехать на метро к месту встречи". Я поняла, что пока я дойду до метро (а идти было далеко) и доеду, то все уже закончиться. Я встала на крыльцо и стала с грустью смотреть, как все рассаживаются по машинам. И тут меня заметил Борис Немцов, он подошел ко мне, улыбнулся, и сказал: "Дашенька! Хочешь поехать с нами?" - я с радостью согласилась, и в итоге в машине Бориса ехало 6 человек: Немцов со своим водителем на переднем сидении, а я, Михаил Шнейдер и две девушки (которых я не знала) - на заднем сидении. Было видно, что Михаил Шнейдер очень недоволен. Немцов стал рассказывать (совершенно меня не стесняясь) про предстоящий День рождения, куда Новодворская предлагала ему пригласить Суркова. "Я не хочу устраивать балаган из своего дня рождения!" - возмутился Немцов.  Когда мы подъехали к месту, Немцов показал мне на дом с башенками и сказал: "Вот здесь я живу!" Мы подошли к метро и стали раздавать доклады. После этого, Немцов тепло попращался и ушел. А я поехала домой.

Я встречала Бориса не так уж часто, - чаще всего на митингах, - но всегда это были светлые и радостные встречи. Я могла ему позвонить (а я была всего-лишь обычной девушкой) и он со мной разговаривал, никогда не считал это зазорным, и даже не узнал откуда у меня его номер телефона (а мне его дал его друг и соратник). Я звонила Немцову по разным поводам: поздравляла его с Днем рождения; сочувствовала, что пресса опубликовала его прослушку , - он сказал: "Спасибо, Дашечка!"; и наконец, когда Немцов собирался на встречу с президентом Дмитрием Медведевым 19 февраля 2012 года, я просила его взять меня с собой! - повторяю, я была самой обычной девушкой. Немцов сказал, что к сожалению он этого сделать не может, поскольку ФСО согласовывало список пришедших 10 дней (а я звонила за 2 дня - 17 февраля, т.к. только узнала о встрече). Я просила его сказать Медведеву, что если он отправит Путина в отставку и перенесет выборы на осень, то вся оппозиция его поддержит. На что Немцов сказал: "А это неплохая идея. А ты не могла мне раньше позвонить?" Я сказала, что только об этом узнала, и попросила передать Медведеву мое письмо о положении дел в России и переслала его Немцову на электронную почту. На что Борис сказал: "Письмо я не передам, а просто я все это скажу ему на словах". Этой историей я просто хочу сказать: насколько Борис был терпелив к людям: был открытым и добрым, - любой другой мог бы вообще со мной не разговаривать на эту тему, а он выслушал меня и все честно сказал. Борис был одним из тех людей, которым можно было позвонить в любой момент и он ответил бы... Он был настолько теплым, что каждая встреча с ним была радостью, о нем у меня остались только светлые воспоминания. Мне очень грустно, что мы с ним так мало виделись, и сейчас мне о нем больно вспоминать, - я мучаюсь вопросом: могла ли я что-то сделать, чтобы предотвратить трагедию? Могла ли я как-то его спасти? В то же время воспоминания о нем светлые и радостные, - такой теплый и добрый был человек, Борис Немцов.

Немцов

Previous post Next post
Up