Дух времени

Nov 23, 2012 01:59


mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA">Недавно перечитывала книгу Елены Трегубовой "Прощание кремлевского диггера", - она вышла сразу после первой книги - "Байки кремлевского диггера", - где она вспоминает о времени своей работы в кремлевском пулле (1997-2001гг.), пишет о журналистах, чиновниках и о том как Путин пришел к власти в 2000-м году. О том как ее сразу стали преследовать кремлевская пресс-служба, в лице Алексея Громова за "недостаточно лояльные президенту статьи" и о разгроме независимых СМИ. В "Прощании" (2004 г.) она продолжает повествование, но уже не как журналист кремлевского пулла, - а скорее изгнанник, - из своей профессии, она рассказывает о своем увольнении из газеты, о том как у нее под дверью взорвали бомбу и о том как жила после этого. Книга написана эмоционально и заставляет задуматься над тем что произошло со страной.

Особенно прочувствовано написан конец:

"ПРОСТО ЧТОБЫ ПОПРОЩАТЬСЯ

Вы, видимо, уже догадались, что, проведя не­сколько недель после взрыва бомбы за границей, я все-таки вернулась обратно в Москву.

А возвратившись, я, наконец, четко поняла, по­чему меня всю жизнь так тягостно, так маниакаль­но, так поличному тревожил каждый провал в по­литике реформ. Идиотски звучит, да? Просто, ви­димо, я интуитивно, каким-то шестым чувством предвидела, чем все это закончится лично для меня. Перечислить? Тем, что, выходя теперь из кварти­ры, я каждый раз проверяю, нет ли под дверью рас­тяжек от очередной бомбы - как меня научили спе­циалисты по секьюрити. Тем, что если за мной в моем родном городе десять минут подряд идет по улице один и тот же человек, то я догадываюсь, что это вряд ли поклонник, желающий взять у меня ав­тограф. Тем, что я никогда больше не говорю ни о чем важном по телефону, а если говорю - то каж­дый раз опытным редакторским взглядом представ­ляю, как эффектно будут смотреться эти распечат­ки на каком-нибудь сайте, куда спецслужбы регу­лярно сливают прослушки. Тем, что выпуски теле­новостей вызывают у сограждан в лучшем случае легкий матерок: недавно зашла в аптеку, а там две продавщицы по телевизору услышали, как Путин говорит Фрадкову про «хороший задел на будущее». И обе тетушки, хором, не сговариваясь, друг другу: «Брежнев,... твою мать!»

Но главный и самый страшный итог - я теперь каждый день боюсь за родных и друзей, спускаю­щихся в метро и переходы как на отложенную казнь, в ожидании новых терактов. И каждый день, ока­зываясь в магазине, кино и даже просто на улице, вынужденных гнать от себя мысль: «Где в следую­щий раз?»

Вот ровно так человеку, находящемуся сегодня у власти, удалось за неправдоподобно короткий срок изуродовать мою страну, мой родной город. Вот та­ков лично для меня исторический итог провала ли­беральных реформ в России.

История - это вообще предельно личная штука. Сугубо индивидуальная. Коллективным вообще бывает только психоз.

Но иногда в истории случаются странные, вол­шебные воронки - едва осязаемые, но оттого не менее реальные, закручивающиеся по едва ли объяснимым для человеческого сознания спира­лям - когда великие шансы предоставляются не от­дельным людям, а целой стране. Предоставляются не за что - а вопреки. Просто потому, что до этого в истории, сделанной человеческими руками, уже было чрезмерно много зла и бездарности.

Так вот, точно так же, как у отдельного человека всегда есть выбор - принять даруемый ему шанс и изменить жизнь - или профукать дар, и продолжить жить средненькой, недореализованной, и из-за это­го несчастной жизнью - точно так же и у страны. Страна тоже может воспользоваться тем чудом, тем великим шансом которые ей дарован, - а может вновь, как ветеран-аллигатор, уползти обратно, в знакомое, тёпленькое, ленивое и зловонное стигий­ское болото.

Так вот, Ельцин, несчастный старый больной Дедушка Ельцин, был чудом. Вернее - конечно, не он сам. Просто был тем, кто неожиданно почувство­вал этот великий ритм и дыхание времени, этот ве­ликий шанс и великий вызов. И - как мог поста­рался соответствовать этому вызову. Ну подумайте сами: человек, который всю жизнь проработал в коммунистической партийной номенклатуре, вдруг в 60 лет задрав штаны залезает на танк - и ломает свою судьбу. Все-таки что-то символическое было в том, что Ельцин приехал в Москву именно из Екатеринбурга, где в начале прошлого века большеви­ки убили доктора Боткина и семью его любимых пациентов. Был какой-то странный смысл и в том, что именно Ельцин в советское время приказал сне­сти злосчастный Дом Ипатьева - первый расстрельный подвал XX века. И именно этот Ельцин не­сколькими годами спустя, вдруг, по какому-то наи­тию, превратился в яростного антикоммуниста, ка­ющегося за массовые убийства и репрессии почти вековой красной диктатуры в моей стране.

В Ельцине действительно был какой-то дух по­каяния. Ну откуда еще в партаппаратчике, привык­шем управлять волюнтаристскими методами, вдруг, когда он пришел в Кремль (то есть когда властных возможностей стало на много порядков больше), появилось святое, бережное отношение к журнали­стам? Ельцина поливали в прессе грязью так, как ни одному президенту за последние десятилетия, наверное, не снилось. И он ни разу не закрыл ни одну газету, ни один телеканал и даже не привлек к суду ни одного журналиста.

Поймите меня правильно: я ничуть не обожеств­ляю старого, тяжко и неуёмно закладывавшего, взбалмошного человека, который в моменты деп­рессий позволял своей семье и окружению из-за неумных мелкокорыстных интриг разваливать одну за другой все властные и экономические конструк­ции, которые могли гарантировать стране стабиль­ность и цивилизованное развитие. Я вообще гово­рю сейчас не о Ельцине. Я о нем и так уже нагово­рила в своей первой книге много хорошего, плохого и разного. Я говорю о духе истории. Свою историю можно прожить как великую, а можно - как без­дарную. Знаете, это точно так же, как когда парень влюбляется в девушку, но она кажется ему недося­гаемой. И вместо того чтобы заняться самосовер­шенствованием, он с горя плюёт на мечту и идёт в бордель. А потом берёт и женится на другой, слу­чайно подвернувшейся под руку. И вроде и жена - ничего, как у всех, и дети не дебилы, только вот вся жизнь из-за этого как-то моментально бессмыслен­ной стала, и удавить всех почему-то хочется.

Вот точно так же случается и со страной, упус­тившей свой шанс. Она погружается в безвременье и серенькое уныние. Именно таким был Советский Союз при Брежневе: страной нереализованных спившихся гениев. Заживо замурованных в официоз. Именно такой (ну только чуть более сытой) рис­ковала стать и путинская Россия. Тоталитарная власть бездарна прежде всего потому, что ставит талантливых людей перед невыносимым выбором: либо «прогнуться» и превратиться в обслуживаю­щий персонал Кремля (то есть слиться с бездарнос­тью) , либо быть вышвырнутым на улицу и оказать­ся лишенным права работать в своей стране в своей профессии.  ...

В общем, многолетними коллективными упор­ными усилиями моя страна опять убила свой вели­кий шанс. Шанс на бархатную революцию после века бездарной тирании. Благодаря Ельцину бар­хатная революция - мечта, посещавшая хотя бы однажды в истории, пожалуй, каждую страну, на­звание которой вам интересно на карте, - для Рос­сии почти было уже стала реальностью. «Почти» - именно потому, что две главные опасности, кото­рых необходимо избежать бархатным революцио­нерам, - это, во-первых, кровопролития и, во-вто­рых - реванша. Массового кровопролития в момент перехода от одного строя к другому Ельцину уда­лось избежать. Однако затем, как ни силился он со­гнуть линию развития страны в спираль, на следу­ющий виток, тем не менее она упрямо загибалась в примитивный круг. И в результате замкнулась ров­но в той точке, из которой был начат путь.

Но, как показывает опыт Путина, история страш­но мстит тем, кто пытается изнасиловать ее ритм. Спираль, которую неестественно сжимают в пру­жину, в конце концов, распрямляется и бьет в лоб.

... По какой-то странной задумке судьбы, моя личная история в журналистике началась ровно в тот момент, когда вообще началась история неза­висимой журналистики в постсоветской России. А теперь закончилась ровно в тот момент, когда, по сути, закончилась и независимая журналистика в России."

Книга не столько описывает политические события (как например "Байки кремлевского диггера"), сколько - попытка понять: что же произошло с ней самой и со страной. Она приходит к выводу, что 90-е годы радикально отличаются от 2000-х, хотя бы тем, что при Ельцине была реальная свобода слова и журналистика в России. Хоть сам по себе он и не был идеален, но он хотя бы попытался сделать нашу страну демократической, И ЕГО ЭПОХА НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЕТСЯ "ВРЕМЕНЕМ НАДЕЖД".  Это была эпоха, когда совестливые люди - люди демократических взглядов пришли во власть (хотя конечно не все кто пришли во власть были совестливые и демократичные, мерзавцев у власти всегда хватает). Но совестливые и демократичные были:  Анатолий Собчак, Галина Старовойтова, Сергей Юшенков и многие другие, именно из-за них и духа свободы, который был в стране во времена Ельцина, это время называют еще и "славные 90-е", а гимн того времени (Глинки, - потом он стал гимном СПС, когда Путин отказался от него) - называют гимном свободной России. Да, эта страна не была идеальной, но это не вина демократов, им приходилось действительно трудно: фактически разрушенная за 70 лет диктатуры страна, реваншистские силы во власти (в лице компартии, прокуратуры и спецслужб), ограниченный срок проведения реформ, всеобщая критика.  На мой взгляд, откат назад произошел из-за того, что в посткоммунистической стране не провели люстрацию и не осудили тоталитарное прошлое. Но это время взрастило миллионы по настоящему свободных людей. И книга Елены Трегубовой могла появиться в нашей стране только после этого периода истории, когда наша страна обрела свободу.

Елена Трегубова, демократия, Ельцин, политика

Previous post Next post
Up