Посмотрел "Вишневый сад" в постановке шведского Королевского Театра "Драматен"...
Архиконсервативный зал Моссовета похоже немного знобило от происходящего на сцене. То вдруг посреди спектакля зажегся в зале большой свет и обслуживающие бабушки заметались, не понимая что происходит... Потом стали пропадать рядом сидящие люди. Потом правда выяснилось, что они пересели на лучшие места... Что бы лучше видеть. А видеть это было просто необходимо.
Когда я шел на спектакль, думал, что не стану особенно отвлекаться на переводное табло... сколько можно пережевывать внутри себя известную всему миру историю.... ожидал, что вся современность спектакля уйдет в форму. И был вроде прав - форма была потрясающе свежа, забавна, стильна и вкусна на взгляд. Пластика актера, который играл Епиходова, просто сногсшибательная. То есть режиссер каждому герою создал два образа - сознательный и подсознательный, который тоже читался внимательному зрителю. Подсознательный образ героя режиссер выражает в пластике - это либо фрик-движения, либо красивый современный танец любви, либо явное или тайное сумасшествие. Однако после реплики вечного студента Пети Трофимова "...а вот вы читали Солженицына?"... я как-то встрепенулся и стал поглядывать на перевод. Возможно чеховские мастодонты вздрагивали от искореженного текста великого врача-театрала. Да и прием конечно не новый - перенос пьесы в современность. Но это было не только современно, но и актуально. Когда Лопахин подходит к самому краю сцены и прямо в лицо публике на чистом шведском вещает - "...а много ли сегодня в России людей, которые знают, зачем и для чего они живут?" - становиться муторно от правды-матки.
И все-таки пластика современного театрального мастерства меня поразила больше актуализации концепции спектакля. То ли мне это ближе, то ли нахождение рядом с триумфальной площадью как-то сводило на нет все намеки на отсутствие в России свободы, ненужность ее и тд, которые режиссер прямо выдавал в зал, ... то есть тут можно было прошибить только хулиганской правдой, типа Долой ПуЦаря и тд. Остальное в этом месте, где только что ломали людям руки и плечи, читалось немного наивным.
Но, сто раз Браво!
Зал вызывал артистов кажется всего 5 раз. Я считаю это очень мало. Вероятно, этому залу нужен другой Чехов.