Есть такой анекдот.
Девушка приехала в Москву. И ей повезло: известный фотограф пригласил её в качестве модели для фотосессии в стиле «ню». После проведенной работы девушка интересуется: «А вы будете это выкладывать в сеть?» Фотограф отвечает: «Конечно. Сейчас все выкладывают свои работы».
«И что, любой сможет их увидеть?» - спрашивает девушка. «Любой, у кого есть интернет» - отвечает фотограф. «А если я не хочу, чтобы меня все видели?» - продолжает она. «Хорошо, тогда я выложу ваши фото в закрытом доступе. И их смогут увидеть только избранные» - успокаивает фотограф. «То есть можно сделать так, чтобы кто-то эти мои фотографии без трусов видел, а кто-то нет?» - дотошная девушка оказалась, да. «Да, именно так» - усталым голосом отвечает фотограф.
Девушка, чуть поразмыслив: «Тогда сделайте так, чтобы их видел весь интернет, кроме жителей моего города».
Говорить о том, что девушки любят выставлять себя на показ - это всё равно, что с умным видом рассказывать о зеленом цвете травы. В этом нет ничего плохого. Это, скажем так, данность. Обусловленная природой. Кто-то может с этим внутренне бороться. Кто-то может ограничивать. Но, как ни крути, а оценивать противоположный пол с точки зрения внешних данных - это нам ещё от древних шерстяных предков досталось.
А современные технологии колоссально расширили возможности для самолюбования. Любой более-менее современный смартфон способен сделать из девушки - звезду.
Хочешь: клик, и ты - фотомодель. Твои фотосессии в режиме «селфи» полетят по просторам Инстаграма.
Хочешь: клик, и ты уже телеведущая. С выставленным светом и макияжем ведешь собственный видеоблог.
Или вот ещё вариант: клик, и ты уже репортёр, ведущий прямой репортаж с места невероятно захватывающих событий.
И наплевать, что во всех этих случаях зрителями будут, скорее всего, только твои друзья. Да и из них только те, кто вообще захочет смотреть всю эту мутную подборку картинок жизни.
Гораздо важнее, что в этот момент включается «магия экрана». Которая позволяет выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле. Фактически, нарисовать себя. Зритель будет верить именно в этот нарисованный вариант человека. Мы все так любим сказки. Мы так ценим красоту.
Да и сам, посмотрев на все эти бесконечные селфи-блоги-стримы можешь поверить в то, что на самом деле ты вовсе не то унылое чмо. Хотя бы на момент просмотра поверить. А если повезет - то и вообще искренне уверовать в такой само-подлог.
И тут уже начинаешь понимать, что с этой упоительной самовлюбленностью что-то надо делать. Причем «что-то надо делать» всему человечеству сразу. Ну, по крайней мере той его части, что охвачена техническим прогрессом.
И проблема тут не в том, что поэтическая метафора «и нам уже важней казаться, и нам уже не важно быть» становится просто, таки, девизом, начертанным на миллионах знамён отдельных людей. Вопросы подлинности и поддельности - бесконечно важная тема. И тот самый «поиск себя», важный для любого разумного хордового прямоходящего, он как раз об этом.
Но чудесные дары прогресса переводят проблему самолюбования из плоскости философской в плоскость совершенно бытийную. Туда где пот, грязь, кровь и смерть. Вот, например, ролик из братских краёв (которые когда-то были известны, как Украина).
Две девушки куда-то весело катят на машине. Вокруг вечер, в головах - спиртные пары. В сердце молодость. А чуть ниже настойчиво пульсирует желание приключений. Всё здорово и зажигательно. Пока это веселье не обрывается встречей с грубой реальностью. Которая в этот раз решила принять форму придорожного столба. Грубого, неприглядного, и совершенно неподвластного «селфи-магии». Как и положено быть реальности.
Результат столкновения магии и реальности несколько закономерен: одна из фей гибнет прямо на месте, вторая - в скорой по пути в больницу.
Click to view
И что в этом ролике поражает больше всего, так это вовсе не его кровавая брутальность. После трёх лет Донбасской войны (и видеоматериалов, заснятых на ней) такое уже как-то и не пугает.
Пугает какая-то невероятная кинематографичность происходящего. И безудержное веселье в начале. И черный экран во второй половине. И ошарашенные голоса «Бл@, там труп, вызывай скорую!» на фоне этого черного экрана. Вот реально: так и ждешь, что по экрану побегут титры. В которых сообщат, что это просто Тимур Бекмамбетов очередной раз сделал
вирусную рекламу. И скоро нас ждет сиквел его
«Убрать из друзей».
Но окончательно становится страшно, когда понимаешь: вот эту кинематографичность сможет оценить и кто-то другой. Тот, для кого последняя слава этих девушек может оказаться заманчивой перспективой. Тот, для кого собственная жизнь давно обрыдла. А такая, хоть и кошмарная слава окажется желанной. Даже если он сам уже не сможет её насладиться.
Мало ли сегодня дураков, которые за ради аналогичной славы готовы рисковать жизнью?
Как скоро подобные развлечения перестанут давать им нужную долю адреналина? Что случится, когда их достаточно туповатое развлечение перестанет привлекать зрителей на канал ю-туба?
И не прозвучит ли в голове тихий голосок, советующий, как вернуть славу, адреналин?
А после того, как первый такой «герострат» пустит в распыл собственную жизнь и обретёт славу (а он, при грамотном подходе, её обретёт непременно), как быстро за ним потянутся другие соискатели. Начиная с непосредственных конкурентов-видеоблогеров и заканчивая просто идиотами, которые не могут справиться с тем, что «любовь прошла, завяли помидоры»?
Есть такое подозрение, что, когда эта волна поднимется, все «Синие киты» покажутся просто игрой в ножички в песочнице летом. А волна эта поднимется. Кривая идет ИМЕННО туда. И ни единой весточки о том, что естественным образом она с этого маршрута свернёт.
И что с этим делать - решительно не понятно. Ведь не звать же всех, в который уже раз, строить коммунизм?! Стоить - это всегда сложно. Это всегда долго.
А тут: клик - и ты звезда.
Сразу.