Буржуи
решили очередной раз перезапустить рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда». И под эту лавочку выложили в сети версию постановки, из-за которой я в свое время вдрызг разругался с совершенно потрясающей блондинкой. Она обладала тонким ехидным умом, шикарной фигурой и натуральной грудью четвертого размера. Но категорически не соглашалась, что версия «ИХС» 2000-го года на порядок лучше оригинальной, 70-х годов.
Для меня же было как Божий день очевидно: те, вполне дерзкие для третьей четверти XX века, образы сегодня смотрятся просто бледно. И согласиться с обратным - сие оказалось неприемлемым. Особенно на фоне откровенно более сильного исполнения начала XXI века
В общем, не сложилась у нас любовь. Мда.
И спор тот, в силу отсутствия 10 лет назад быстрого безлимитного интернета, оказался подвешенным в воздухе. Сегодня же время другое. Море разливанное информации находится на расстоянии двух-трех кликов мышкой от любого желающего. Поэтому сегодня этот любой сам может сравнить две версии легендарного мюзикла. И лично убедиться, что блондинки ни фига не смыслят в сильных образах.
Вот, прямо, с начала. Иуда.
(Версия 1973 года)
Click to view
(Версия 2000 года)
Click to view
Кстати, Жером Прадон, который Иуда в версии-2000, очень хотел сыграть Иисуса. Но получил отказ. И в ответ отказался играть Иуду. Но через год, когда его снова деликатно попросили, согласился. И, хай меня казнят, сумел сыграть так, что его персонаж стал чуть ли не главным действующим лицом.
Ходила даже легенда, что Жером слегка двинулся рассудком на почве такого погружения в роль. Хоть и байка, но верится в неё с легкостью.
А вот первосвященники со своим легендарным «Джизас маст дай».
(Версия 1973 года)
Click to view
(Версия 2000 года)
Click to view
Ну разве можно рядом с лысым Анной и негром-каифой (с пирсингом в ухе!) из 2000-го ставить слабо блеющих первосвященников из 1973-го? Суровые фашисты в мантиях католических священников рядом с перепуганными евнухами в забавных шапках. Даже не смешно. Про операторскую работу уже и говорить не буду. В 73-м снимали хиппи, в 2000-м - талантливые профессионалы. Результат соответствующий.
Кстати, о фашистах. Вот вам Понтий Пилат с рассказом о своих снах.
(Версия 1973 года)
Click to view
(Версия 2000 года)
Click to view
Нет, понятно, что тот тоскливый носатый дядька из версии 73-го года гораздо лучше подходит к привычному нам образу Пилата. Ну тому, который шаркающей походкой в белом плаще с кровавым подбоем выходит ранним утром четырнадцатого числа месяца нисана.
Но, если вдуматься, то вряд ли человек, которого Рим поставил управлять Иудеей (пусть и захолустной, но вечно бузящей провинцией) будет страдающим головной болью стариком. И от того пребывающим в перманентно дурном настроении.
А с точки зрения рельефности образа, мускулистый араб, глотающий слезы от увиденного во сне (и скрипящий от такой слабости зубами) - это гораздо интереснее. Кстати, чтобы понять, насколько суров этот фашист, стоит кратенько глянуть
сцену допроса Иисуса. У него там аж клыки лезут наружу. Но особо надо обратить внимание на глаза Пилата, когда он принимает решение ничего не решать. И отправляет Иисуса к царю Ироду. Вот тут и становится понятно, из-за чего же рыдает ночью зубастый здоровяк.
А мы переходим к царю Ироду.
(Версия 1973 года)
Click to view
(Версия 2000 года)
Click to view
Тут, кстати, ранняя версия вполне себе уверенно конкурирует с более поздней. И во многом из-за того, что Ирод-2000 совершенно очевидно является яростным поклонником Энтони Хопкинса. Коктейль из Ганнибала Лектера и Джокера настолько легко читаются в его образе, что даже как-то грустно становится.
Поэтому лохматый танцующий пухлячок из 70-х смотрится хотя бы оригинально. И его порыкивающая злоба ближе к финалу партии весьма неплохо дополняется метанием булочек.
Но, если уж совсем начистоту, то обоих этих Иродов уделывает тот, которого выкатили на сцену в версии 2012 года. К сожалению, из ю-туба её, похоже, вычистили. Видимо, в преддверии появления новой постановки. Остались только любительские съемки на телефон.
Однако, дружелюбный вконтактик продолжает помахивать столь нами любимым пиратским флагом. Поэтому всё желающие могут, пройдя на цыпочках, заглянуть
по ссылке. Поверьте, Ирод там реально превосходен. Не рекомендуется к просмотру тем, кто любит вечерами смотреть передачки, ну, например, с Дмитрием Нагиевым в роли ведущего. Любимое шоу может начать отдавать тухлецой.
К слову, в той постановке Ирод вообще единственный, кто заслуживает внимания. Так что и пофиг, что её из сети вычистили.
Так… Кого-то я забыл… Хмм…
А! Ну да! Иисус!
Тут надо обязательно для сравнения две композиции вытаскивать. Сначала «Тайную вечерю». Потому что в ней отличный яростный конфликт собственно Иисуса и Иуды. Начало в обеих версиях весьма затянутое. Этой композицией начинается второй акт мюзикла. Зрители должны от бутербродов и коньячка потребленных в буфете эмоционально «вернуться» к более чем трагической истории. Поэтому сделано вот так. Наберитесь терпения. Поверьте, не пожалеете.
(Версия 1973 года)
Click to view
(Версия 2000 года)
Click to view
Вот и где, блин, трагедия в версии 70-х годов? Злобный негрила напился на вечеринке, устроил скандал, нахамил самому уважаемому человеку в компании. И за это был изгнан. Причем, изгнан с полного согласия остальных участников застолья.
Совсем другое дело версия 2000-го года. Тут даже детали играть начинают. Если кто не заметил, пересмотрите с начала, обратите внимание на лица апостолов, когда Иисус им говорит про свою плоть и кровь в виде вина и хлеба. Или цвет футболки Иуды: в самом начале она была красной. Но теперь, после того, как он принял свои 30 серебряников, она стала черной.
Вообще весь скандал Иисуса и Иуды поставлен так, что видно: никто ни фига не понимает. Что это они разругались? Нет, Иуда, конечно, и прежде чудил, обвиняя всех в растратах и фантазиях. Но всё равно оставался полноправным членом общины. Более того: полноправным учеником, которого Учитель, совершенно очевидно, любит. И сам Иуда тоже до слез любит Учителя. Просто не видит всего Замысла и от того совершает предательство. Которое, вообще говоря, очень тяжело переживает.
Как?! Как можно сравнивать это с унылым пьяным дебошем, показанным в фильме 1973-го года?!
Сразу после этой сцены идет самая мощная композиция всей постановки. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду.
(Версия 1973 года)
Click to view
(Версия 2000 года)
Click to view
Люди, глубоко воцерковлённые, скорее всего, от Иисуса, показанного в версии 2000-го, года придут в ужас. А какая-нибудь Наталья Поклонская так и, вообще, возжелает запретить, оштрафовать или подвергнуть каким-то другим наказаниям яростным.
Бородки у Иисуса нет. Черты лица непривычно крупные. И вообще: голубоглазый кудрявый блондин. Да, к тому же, ещё и эмоционален совершенно не по-иконописному.
Тот вариант, который нарисовали в 1973 году гораздо более каноничен. Тут без вопросов. Любая из бабушек, что так украшают своими белыми платочками службы в храмах, просто всплакнет от умиления: Иисус, как и положено, тщедушен, слаб и тих. А если и гневается, то быстро успокаивается. И даже лично потом приносит пижмачок сбежавшему ученику-предателю.
Но если мы на минутку забудем, что Иисус - это строгий худощавый дядька с тонкими пальцами, который смотрит на нас с икон в храмах. Если мы вспомним, что он был вполне себе нормальным человеком из плоти и крови. Человеком, который своими речами зажигал людей так, что они готовы были его слушать сутками напролёт. Который только лишь словами «Идите за мной» способен был вырвать человека из обыденной жизни и превратить в апостола.
Возникнет вопрос: а действительно ли Иисус был таким уж лишенным эмоций ликом, какой изображают на иконах? Не был ли он страстным и горячим человеком. И будет ли такой человек спокойно и уныло причитать «да минет меня чаша сия» зная, что на следующий день предстоит?
Только что один из любимых учеников отправился предавать. Другой в страхе отречется буквально через несколько часов. Остальные разбегутся. Уцелеет ли дело, которому посвятил последние несколько лет жизни - Аллах ведает. Ведает, но молчит. Как тут не закричать, срываясь на фальцет?
И как можно это сравнивать с размеренным карабканьем на какую-то гору. И спокойное любование закатом после легкого альпинизма?
Эх…
PS Не сложилось у нас тогда с той ехидной блондинкой. Хотя, если судить, глядя из сегодняшнего дня, может оно и к лучшему. У нас и без этого ничего бы не получилось. А отказываться от собственного мнения только потому, что к этому тебя склоняют, используя в качестве весомого аргумента грудь, (пусть хоть трижды роскошную)…
Такое недостойно для любого, кому Высшие Силы выбрали родиться мужчиной :)