Недавно в "Компьютерре" была опубликована серия статей Игоря Фомина под общим названием "Контора для торговли подъемом" (ссылки в конце поста). Я плакал, когда все это дело читал :) Автор рассуждает о ситуации на нашем музыкальном рынке, и рассказывает о том, как любому грамотному автору музыки выбраться на рынок международный. Сделать это он настоятельно советует каждому уважающему себя музыканту. Просто потому, что Россия до сих пор представляет собой большое болото на окраине мира, где крайне сложно реализоваться любому нормальному творческому человеку.
Не буду пересказывать статьи Фомина - они заслуживают того, чтобы быть прочитанными. И не только музыкантами. Думаю, что представителям иных творческих специальностей тоже будет интересно познакомиться со взглядом из Лондона на нашу действительность.
У меня же, после прочтения "Конторы для торговли подъемом" сложилось стойкое ощущение, что все сказанное смело можно применить к любой другой области российского искусства, включая кино - как художественное, так и документальное. По отношению ко всему остальному миру мы являемся какими-то марсианами со свернутыми набекрень представлениями о жизни в целом и творчестве в частности. Во всем мире ценится оригинальность, свежесть, непохожесть на кого-то. И ценится вполне реально - за это платят деньги. Даже за самый невероятный авангардный видео-арт. А попробуйте продайте в России хоть что-то отличающееся от пресловутого "формата". Хренушки. Либо вас изнасилуют по полной программе, в результате чего все оригинальное будет ликвидировано на корню, либо вы останетесь ни с чем.
Из недавнего разговора с одним моим другом:
- Я полный метр снимаю.
- Да ну! И о чем?
- Еще не знаю. Сценарий еще не написан, но уже есть 800 тысяч долларов, а вообще обещают 1.5 "ляма".
- э-э-э-э....
- Ну это будет коммерческое кино, надо Меньшикова подписать, и он будет играть Олигарха. Лучше, конечно, Брюса Уиллиса, но на него денег не хватит. Так что будет Меньшиков.
- А как же тебе деньги-то дают без сценария? И причем тут Олигарх, ведь сценария-то нет?
- Ну, это нормально для России. Сначала бюджет, а потом под бюджет пишется сценарий. За полтора "ляма" уже нормальный сценарий можно написать. А кино будет про олигарха. Про другое не прокатит...
Я разговаривал с человеком, которого очень уважаю и ценю, но в тот момент мне казалось, что я разговариваю с марсианином. Я всегда думал, что кино начинается со внутреннего горения, с темы, которая заставляет не спать по ночам, с сюжета, который просится наружу во чтобы то ни стало. Нет бюджета - снимаем и так (именно с этого начиналась студия "Догма" и Ларс фон Триер). А тут оказывается, что в России все не так. Сначала "полтора ляма", а потом под них пишем сюжет про олигарха. И этот бред прокатывает...
А сколько великолепных документальных фильмов лежат на полках, никому не нужные потому что никто под них рекламу не даст? За последние два года я лично видел не меньше двадцати таких фильмов (последний из них - "Секрет лака Страдивари" Александра Гурьянова). Но сколько их на самом деле? Сотни? Тысячи? Зато по телевизору показывают то, что в среднем может заинтересовать лишь человекообразную обезьяну с ее простейшими нуждами и потребностями. Я лично не смотрю российское телевидение. Мне просто безумно скучно. Я смотрю передачи западного "Дискавери", смотрю фильмы BBC и National Geographic, скупаю пиратские диски с западными документальными фильмами, качаю ролики с Youtube и других подобных сайтов. Все это - в миллион раз интереснее того, что показывают по нашему ТВ. И это притом, что все у нас есть - и режиссеры, и операторы, и идеи...
В общем, мне все чаще приходит в голову мысль о том, что надо начинать снимать фильмы на английском языке и полностью переориентироваться на западный рынок. Это, конечно, очень сложно, но что остается делать? Не лягушек же в болоте развлекать...
Игорь Фомин. Контора для торговли подъемом
Часть 1Часть 2Часть 3 Часть 4