В книге "Создание кино и видеофильмов" (оригинальное название - Writing, Directing, and Produsing Documentary Films) режиссер Алан Розенталь говорит о том, что бесцеремонность, наглость и дерзость - это самые необходимые качества кинематографиста. В Голливуде эти качества называют еврейским словом сhutzpah, которое можно перевести на русский язык как "возмутительная беспардонность". И далее Розенталь добавляет, что кроме chutzpah кинематографистам не мешало бы иметь хитрость, здравый смысл и чувство юмора...
Для русского человека, воспитанного на совсем иной системе ценностей все это звучит дико. Ну, здравый смысл и чувство юмора - это нормально. А вот наглость, дерзость и бесцеремонность помноженные на хитрость - это никак не позитивные качества. Особенно в свете повального увлечения российской интеллигенции православием или восточной духовностью. Как с народом образованным пообщаешься - так либо йоги, зрящие мировую гармонию, либо православные, видящие в chutzpah знак кого-то рогатого и чрезвычайно опасного для последующего райского блаженства. Людей с трезвым научным мировоззрением остается все меньше...
Я рискну подойти к этой моральной проблеме с несколько неожиданной стороны. Согласно теореме Геделя о неполноте непротиворечивость теории не может быть доказана средствами самой теории. Станислав Лем сформулировал это положение несколько иными словами: находясь внутри системы познать ее невозможно. То есть, если мы находимся внутри некой моральной системы, то никогда не сможем ее постичь, так как наши глаза застилают правила поведения, нравственные нормы, угрызения совести, эмоции и т.д.
Применяя это умозаключение к кинематографу мы приходим к парадоксальному выводу: чтобы снимать интересные фильмы надо пребывать в иной системе ценностей относительно зрителей. То есть, если зрители считают, что дерзость, бесцеремонность и наглость - это плохие качества, то мы должны быть именно такими, чтобы показать зрителям действительно что-то новенькое. Ведь находясь в рамках своей морали зрители никогда не смогут увидеть то, что видит наглый, дерзкий и беспардонный человек. А как раз такой человек видит очень много. Так что Розенталь прав, а большинство нормальных людей имеют целую кучу поводов назвать кинематографистов мерзавцами.
Лично меня утешает то, что подобные вещи говорят еще молодым психологам в университетах: хороший психолог должен находиться вне морали и религии, чтобы получать адекватные результаты исследований. Это же относится и к журналистам. Моральный журналист может работать лишь в газете какой-нибудь религиозной конфессии. Остальные журналисты как правило совершенно аморальны...
А вот чтобы не стать при этом злобным циником как раз и нужны здравый смысл и чувство юмора :)