"Не возмущаемся, не восторгаемся, но понимаем", как учат Спиноза и Д.Деведжиев

Jan 16, 2016 13:26

Спасибо за пост восхитительной Карине tv_school

Оригинал взят у tv_school в "Не возмущаемся, не восторгаемся, но понимаем", как учат Спиноза и Д.Деведжиев
Начали занятие по режиссуре с поздравления преподавателя - утонченного философа Даниила Деведжиева - с днем рождения! Объятия, улыбки, нежные слова - наполненный теплом и смыслом воздух сред  наполнился вселенской благодатью. Мы с коллегами хотим, чтобы нашего великодушного наставника и друга Даниила окружали доброта и красота, которые, прежде всего, живут в нем самом.  Был счастлив...
       Время, как всегда, пролетело незаметно. Почти до одиннадцати смотрели отрывки из шедевральных картин, углублялись в судьбоносно-острые детали, делились впечатлениями. И тренировались в мизансценировании, создании видео и монтаже. Наша Школа с ее Мастерами ничем не уступает столпу кинематографического образования -ВГИКу  (времени у нас намного меньше: программа максимально сжата и концентрирована, создаем дополнительные мастерские, где можно "оттачиваться" и пополняться знаниями/навыками).
       На встречах с учителем мы всегда воодушевлены, азартны до запальчивости. Огонек в глазах, шило в попе. Хочется придумывать, творить, чувствовать как создается наше: по кадрам, по капелькам, по ниточкам.
       Привожу (максимально близко к авторской речи) вам в помощь и радость высказывания Даниила Деведжиева:
1. "У Владимира Коровина был друг, писавший интереснее художника. Когда я пришел на его выставку, увидел миниатюры. На выходе из зала меня остановил голос сотрудницы музея: "Вы не посмотрели на главное". Я обернулся и увидел загрунтованный холст в две стены - и на нем ничего... Художнику не хватило времени - он стал жертвой перфекционизма".
2. "Разведка боем" - хорошая тактика. Жизнь и творчество - это всегда разведка боем. Опыт важен".
3. "Как соавторы и режиссеры мы мыслим, отвечаем на вопросы "зачем?" и "как?". Как зрители - на вопросы "что?" и "почему?"
4. "Мизансцена - расположение актёров на сцене в тот или иной момент съёмок. Может быть статической или динамической. Мизансценирование включает в себя также организацию декораций".
5. "Проходные=буферные эпизоды".
6. "Золотое решение - создание фильма/эпизода без единой монтажной склейки, когда не режется время, сохраняется атмосфера".
7. "Душа - форма человека. Она субстанциональна" (Ф.Аквинский).
8. (обращение к студентке) "У Вас хороший уровень понимания месседжа. Переконтрачены оценки. Но о фильме ничего не написали".
9. "Я уважаю вкусовую свободу каждого из Вас".
10. "Не возмущаться, не восторгаться, но понимать". (Спиноза)
11. "Карина, индивидуальное задание для Вас - посмотреть фильм "Голливудский финал" Вуди Аллена и написать рецензию. Как и зачем иронизирует автор над киношными штампами".
12. "Смотрим короткометражный фильм "1/100 секунды" и отвечаем на вопрос: что увидели мы, зрители, и что не увидела героиня (*пр.автора речь идет о крупном плане девочки в фильме/ролике)".
13. "Убирая из картины крупные планы, я убиваю человека и ее саму".
14. "Кино - это крупный план актера". (Михаил Чехов)
15. "Общий план никто не будет смотреть. Это экспозиция человека".
16. "Касательно среднего плана, продюсеры шутят: "Зритель платит за человека целиком, а не за половину".:)
17. "Часто работа режиссера - это работа человека, который всем мешает".
18. "Кино - это движение объектов и света. Есть образы движения и времени. Остальное вторично".
19. "Мы сейчас находимся в каменном веке. Наша цифровая цивилизация зависит от "камня" (процессора). Новый неолит".
20. "Герой интересен тогда, когда он генератор проблемы. Это кладезь для искусства. Бороться с внешними обстоятельствами неинтересно". (*пр.автора В этот момент мы особенно оживились с коллегами, решив, что мы лакомые куски для кинематогафа:) Я была так рада услышать это откровение. Ирина, будучи профессиональным психотерапевтом, назвала "кладезь" геморроем:). Пусть так. Зато для искусства мы незаменимы!:).
21. "Почитайте роман "Медведь" Фолкнера".
22. "Дэвид Уорк Гриффит оказывается в театре с огромной трещиной мира, которая через него проходит. Она вулканизирует, из нее вырывается магма".
23. "Дану Борисову и Леонида Парфенова объединяет принадлежность журналистской профессии. Но цивилизационная дистанция между ними непреодолима. Перфенов работает образами. Находит максимально уникальную форму для своих сообщений".
24. "Не думайте о словах. Не думайте словами. Думайте кадрами".
25. "Истина открывается в промежутках между мыслями. Реальность мгновенна. Современные журналистика и кино живут с широко закрытыми глазами. А мы "заняты мусором".
26. "То, что мы показываем в кадре, так же значимо, как и то, что не показываем".
27. "Фильм "Фотоувеличение" - квинтэссенция большого количества приемов".
28. "Посмотрите нидерландский фильм "Стрелочник" Йоса Стеллинга, с Джимом ван дер Воуде в главной роли".
29. "Подрумяненный труп" - выражение Ж.П.Сартра". (*пр.автора Использовали термин на занятии в отношении "невитальных", неестественных моделей с обложек глянца).
30. "Второй средний план называется еще "американский". Зрителей привлекают действия, экшн. Используя этот план, можно поместить в кадр несколько человек".
31. "Дальний=очень общий план".
32. "Средний план бывает пасхальным или молочным (для ТВ он подходит: тактичный, не показывает человека слишком близко). Его не принято резать по суставам".
33. "Голова по подбородок - очень крупный план".
34. "Когда драматически оправдан экспрессивный переход от детального плана до дальнего, например, глаза охотника и дичь, за которой он следит, то монтаж планов разных крупностей возможен".
35. "Общие планы и очень общие планы показывают экспозицию, место действия ("г
35. "Для поэтизации эмоционального состояния героя используется параллельный монтаж, который включается в повествование".
36. "Уважение и интерес к личности - доминанты европейской и американской культур".де?"). Действие передается посредством планов средней крупности ("что?"). Эмоции и оценки - это крупные планы и детали".
37. "До Гриффита крупный план драматургическое значение не имел".
38. "Грета Гарбо и Марлен Дитрих без экспонометра чувствовали как должны быть высвечены их лица  - ярче, чем всех остальных. Знали с какого ракурса их лучше снимать".
39. "Отар Иоселиани и Марина Разбежкина придерживались концепции неиспользования крупных планов. Есть даже такой термин - "расстояние змеи" (зона змеи - личное пространство человека; расстояние, на которое можно приблизиться документалисту)".
40. "Актерская работа - отработка оценок. Режиссерская - поиск оценок".
41. "Любое искусство  - внимание к деталям".
42. "Посмотрите фильм "Дом" (Франция, 2009). Авторами найдена идеальная форма. (пр.автора Фильм почти полностью состоит из видов разных мест Земли с высоты птичьего полёта. Голос за кадром рассказывает об экологической катастрофе, угрожающей планете, на примере катастроф, разворачивающихся теперь.
Весь фильм снимался с вертолёта на камеру высокого разрешения. За 18 месяцев съёмочная группа побывала в 53 странах мира. При этом в некоторых странах, например, в Китае и Саудовской Аравии, режиссёру было отказано в проведении воздушной съёмки. В Индии половина отснятых материалов была конфискована, а в Аргентине Артюс-Бертрану и его помощникам пришлось провести неделю в тюрьме).

image Click to view










лекция, цитата, ремесло

Previous post Next post
Up