Jun 13, 2015 11:14
Наброски к лекции 13.06. 2015
Лекция-афёра
1.Отсутствие понятия "спецэффекты" в современной теории кино.Публикации по VFX-CG касаются исключительно вопросов технологии, но никак не сути явления, смыслообразующей роли спецэффектов в языке экранного повествования.Викип "то, что невозможно снять обычным способом" А что в кино можно снять "обычным"способом? Это каким именно?Ни теоретики кино, ни эстетики, ни киноведы не замечают новых виртуальных миров ( ex. актуальный дисер "Становление казахского кино в эпоху оттепели"). Гуманитарная мысль стремительно запаздывает за развитем технологий, новой визуальнстью, современным смещением видения в "цифру".
2. "Правда". Зритель большей частью враждебно встретил картины "Юрьев день" Серебрянникова, "Елену" и "Левиафан" Звягинцева, или "9.11" Роджера Мура. - "вы оболгали Россию", "вы предали Америку" - "то, что показано- неправда!"-так говорит зритель. Зритель хочет правды, художественной истины, достоверности. Такой социальный запрос мог бы вдохновлять авторов, но- не вдохновляет. Потому что когда тот же самый зритель делает кассу блокбастерам "Аватар" или "Безумный Макс нью", вопросов о правде, достоверности или художественной истине не возникет вовсе!
Три. Основные отличия виртуального мира.
А. Полный и абсолютный контроль над внутрикадровым пространством, Мечта Михаила Ромма о " полном воплощении воли автора" Ex- интерьеры в фильмах Ромма. Почему Ромм- потому что он "последний гений" авторитарного кинематографа. Парадокс времени-каким образом новый мир полной свободы художников оказывается воплощением вполне авторитарного художественного концепта?
+ Контроль центра интереса ( Безумный макс нью)
+ георою в этом мире можно все( Кэмерон)
В. Виртуальная реальность-самореферентна. Она ни на какую-бы то ни было реальность, кроме себя самой не указывает. ( самореферентные системы называются симулякрами). она замкнута как мир без окон и дверей.
С. Экономическая актуальность виртуальных миров. 90 процентов денег делается в сфере торговли деньгами. Пластиковые карты или расчеты н бирже- это виртуальные деньги, не привязанные к реальному производству. Стоимость товаров определяется не затратами на производство, как напр, оплата труда,ресурсов, условия производства и т.п а всецело виртуальными параметрами биржевых котировок, суммарным количеством биржевых спекуляций/ Виртуальной экономике соответствуют виртуальные же миры, которые ни на что, кроме сябя самих, не указывают
D. Формирование "туристического" видения или "туристического" сознания, Вальтер Беньямин и Рыбчинский
E. Концы света - Абель Ганс и "Армагедон"- уже не драма
F. Актерская игра. Шварценегер- " его актерская работа в " Терминаторе" безупречна- там не требовалось играть никаких чувств. В других картинах он не проявил себя как актер". Интересная актерская работа- без чувств, психологии, отношений. Не достаточно ли манекена для такой работы? Так или иначе, мы имеем дело с обесчеловечиванием персонажей, если , конечно, не считать психологической глубиной слезу на крупном плане птеродактеля в " Аватаре". Человек не является предметом изображения таких картин. Только в отличие от голливудских продюсеров, нефигуративная живопись значительно смелее находит свои предметы вне человека или природы. Такая " цифра" обесчеловечивает все, что обрабатывается с ее помощью. Блестяще об этом явлении у Реджио в картине " Накойкатси". Картина полностью сделана как vfx- cg , но никак не может быть названа симулякром- референция к времени цивилизации.
G. Кто сказал, что кино- гуманное искусство Оно изначально делалось для извлечения дохода на серебранной пленке.Поезд из дыма Люмьера.
Адамический язык и детское доверие к чуду.Объективация субъективных феноменов. Ничего похожего на гуманизм не было и в помине.
Н. Мельес- спецэффекты, зрелище, банкротство. Кино было вынуждено обратиться к реальности социальной, природной, психологической, идеологической- чтобы сохраниться и развиваться. И тогда все трюки и спецэффекты стали элементами его языка, так или иначе выстраивая насколько возможно непосредственную референцию с Живым.
h1/ "Интерстелар" попытался обойтись минимумом спецэффектов, без cg и снят на пленке/ Не мыслима "рассекающая волны" Триера, Небо над берлином Вендерса, Солярис Тарковского, Восхождение Ларисы Шепитько без комбинированных кадров.
N/ Это означает, что когда компьютерные техноогии и спецэффекты перестанут нас удивлять тольк одним своим существованием, они станут частью нового, невиданного нами искусства- какого именно, мы даже не можем предположить/
лекция,
позиция,
кино