Оригинал взят у
rita_vasilieva в
Юникаст-вспышка "меня в поэзии интересовала правда, истина"
"православная культура должна была быть усвоена, испытана на самом себе"
"приобретение церковного опыта открыло мне новые способы существования в литературе, уже как зрелому человеку, новую мотивацию дало"
"жить правдой, дышать правдой"
"все стало декорациями, которые ни на что не указывают, и никакую реальность не обозначают"
"беда любого художника - политпиар, и беда любого художника - политическая ангажированность"
"талант знает, когда ему остановиться", просто человек не всегда руководствуется талантом в том, что он говорит"
"такой уровень взаимоотношений, когда не стоит открывать рот, если ты не уверен, что через тебя говорит Бог"
"увидеть глазами любви", "вот это была всегда моя задача в юникасте - чтобы хоть один человек увидел другого вот этим взглядом, внутри этого"
"меня в юникасте интересовало таинство, меня в юникасте интересовало евхаристические общение, я думал и молился всегда об этом"
"церковь - это все-таки невидимое Тело Христово, как оно существует, что это за организм - никто точно сказать не может"
"я ни за, ни против - меня подлинность только интересует"
"удивительный дар находить коридор, канал к зрителю, волну, которые позволяют совершенно куммулятивно доставлять сообщение действительно с максимальной открытостью искренностью и сопередавать его"
"амбиции состояли в том, чтобы соединить слово поэтическое и изображение, видео, возможно пантомима, создание эклектичного ,но не действия, а среды"
"дать времени самому о себе рассказать"
"важно было создать среду доверительную, чтобы люди могли в ней развиваться; в результате мы увидели большое количество уникальных авторов, прекрасных людей, восхитительных, интересных, но мы увидели, что никто не заинтересован что-то создавать совместно в этом отношении, и даже не смогли эту концепцию проговорить, то есть мы не накачали эту среду настолько, чтобы говорить о создании таких вот совместных акций, в которых бы действительно было что-то новое"
"вообще-то проговарилось между нами как среда обитания слова; само слово сейчас просит новой формы, не сути своей, а формы, и оно его не находит"
"не могли слова сами по себе обесцениться, и то, что мы с тобой ищем - это отсутствие контекста; юникаст создавался , чтобы создать в какой-то протяженности временной контекст, в котором слово звучит в своем первоначальном смысле"
"унифицировать слово не надо, нужно сделать так, чтобы оно звучало"
"простой пример: три слова "я тебя люблю" - есть контекст, они звучат как величайшее откровение в жизни, нет контекста - это звучит фальшиво; вот это беда современного слова"
"реальным основателем кино был Уолт Уитмен, он был учителем Гриффита, по сути дела это вообще начало всего кинематографа"
"мы не можем говорить какой должна быть поэзия, какой быть не должна, она вероятно никому ничего не должна , просто есть вещи, которые резонируют у нас, а которые не резонируют"
ЮНИКАСТ: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.
Заголовок намеренно сделан так, чтобы напомнил о медицинском журнале или щите в районной поликлинике: вредные привычки, болезнь, зависимость. Но среди множества причин, вызывающих болезни - так же, как среди причин, формирующих вредные привычки (мне нравится словосочетание, оно неистребимо) есть одна, о которую волей или неволей спотыкаешься. Это желание праздника. В слове «праздник» есть созвучие с «праздность». Праздность - не столько безделье, сколько древний покой от трудов, седьмой день. Праздность - расцветший крест, умершие как зерно в почве силы, вложенные в будущее. И это есть ожидание плода от трудов - ведь слово труд именно это и обозначает: вложенные почти без надежды на отдачу силы.
В московской литературной жизни конца нулевых - начала десятых годов немало маргинальных явлений, и некоторые из них - пастернаковский изюм в сладкой сайке; оригинальны, любопытны и ценны. Выберу одно, в котором сама принимала участие, и с которым сложились личные отношения (с явлением). Это Юникаст. Именно он и задумывался как праздник, как сон седьмого дня.
Изначально в проекте не было намерения «обогатить» слово, были поиски контакта чтеца с иным миром - видео и звука. Юникаст не ставил задачей доказать, что слово в современном мире беспомощно и ничего не значит без поддержки образа (хотя Данил Деведжиев именно так и высказался в настоящей записи). Цель была - как именно слово, звук и видео взаимодействуют.
Данная запись - вспышка, попытка проговорить, что же такое Юникаст для тех, кто его создал и в нём находился. Но это разговор у постели крепко спящего.
Слово Юникаст переводится как избранный, только для тебя. Идея проекта - открыть канал восприятия для каждого слушающего и выступающего, чтобы человек почувствовал, что он любим. Лицо и голос проекта - поэт Фёдор Васильев - считает, что получилось. Спорить не буду, атмосфера Юникаста была необычной. Действо было очень живым - и вскоре начались неизбежные перемены. Организаторы проекта определили их так: Юникаст стал напоминать обычные поэтические чтения.
Попытки обогатить звучащее, безвидное как земля в первый день, слово образом и звуком велись давно. Древние поэты надевали маски, пели, танцевали, а согласно легендам многие могли наводить видения, которые слушатели смотрели как фильм. Так что идея хороша своей неувядающей красотой. Даже в короткие времена¸ когда читающий стихи человек не нуждался в поддержке картинки или звука - или кажется, что не нуждался - возникали декорации, игравшие далеко не последнюю роль (например, Политехнический Музей 60-х). Цифровая запись позволила взять новый ракурс к вопросу «обогащения» поэтического слова. Возможно, есть удавшиеся проекты, но широко они не известны. Есть три - максимум четыре телепередачи, сообщества видеопоэзии, но всё это явления условно-форматные.
Юникаст попытался выйти из рамок видеоклипа со стихами и телепередачи, хотя имел в виду и богатый монтаж, и даже (особенно в последние годы) телевидение. Первая
запись 2008 года, названная 26/11, сделанная Даниилом Деведжиевым , одним из основателей проекта, чьими руками и делается Юникаст, была признана самой лучшей, и не только людьми Юникаста. Это был «взгляд любящими глазами», по выражению Фёдора Васильева. Отчасти получилось сочетать музыку, движение в кадре, стихи и монолог, идущий к стихам, и потом - от них. Это стало камертоном Юникаста.
Проект не привязан к одной площадке. Для каждой новой сессии принципиально выбиралось новое место, а связано было с немалыми организационными хлопотами. Выступающие приглашались заранее, порой их даже просили выбрать видеоряд и музыку, которые им нравились, чтобы опытные монтажёры сделали сопровождение к выступлению. Порой даже обговаривалось, когда пойдёт рад - в начале, в течение всего выступления или в конце. Но такая предварительная подготовка (особенно запомнилась
летняя сессия в клубе РД2, на Матросской Тишине не исключала появления тех, кто хочет выступить. Большинство сессий, удачно начавшись, всё же скатывались в тривиальное неофициальное общение, но даже эти полёты во сне и наяву имели свой смысл. Юникаст невозможно представить без кино, будто растворённого в зале, без ярких вспышек цвета и звуков. Не помню ни одной сессии, где не было бы музыкантов.
Идея была - создать среду, контекст. Пусть узкий, но прочный; основу, из которой потом можно будет сделать рай на земле. И пульсация этого будущего была в каждой сессии, сильнее или слабее - но не было ни одной, где бы её не было совсем. Однако безалаберность - великая вещь, и амбициозность ей очень помогает. По критическому замечанию Данила Деведжиева, среды не возникло, и контекст создан не был. Проект в настоящее время переживает кризис - но может быть, это всего переходный период.
Но мне нравилось, что человек - с улицы - мог войти в Юникаст как в воду и плыть, насколько хватает сил. Сессии иногда напоминали театр Ежи Гратовского - слушающие и выступающие напоминали то стаю сов, то табун лошадей. Кстати, и о публике. Может быть, Юникаст - единственно не маркированное субкультурой действо, на котором
публика была яркой . Но даже если возможно доказать, что Юникаст - нечто субкультурное, то это субкультура вполне самостоятельная.
Следствием Юникаста стало - открытия для каждого поэта - новых поэтов, и открытие в пространстве праздника. Движение людей в Юникасте мне чем-то напомнило движение светил. Это была жизнь чуть больше жизни и чуть приподнятая над жизнью. Имею в виду сладкий круговорот обыденности - потому что всем рано или поздно хочется обыденности, того самого насущного хлеба, о котором просим. Но есть виток вселенной - или как сказал бы Фёдор, поворот Бога и его сети; тогда «хлебом насущным» становится праздник. Встреча с ближним - и встреча с Богом.
ЧНБ