РАЗУМНЫМ - ДОСТАТОЧНО
Недавно в интернете я пересмотрел отрывок из моего любимого фильма - мюзикла Боба Фосса «Кабаре» (1972). Все происходит в конце 1920-х в Германии, на закате Веймарской республики. Герои заезжают в уютный летний ресторан. На сцену выходит молодой белокурый красавец, ангельским голосом начинает петь патетическую песню с рефреном «Завтрашний день принадлежит мне». Камера опускается, у юноши свастика на рукаве - он нацистский штурмовик. Посетители ресторана встают, подхватывают песню в едином порыве. Обычные граждане, рядовые немцы, никаких чудовищ.
Этот отрывок я видел раньше. Поразило другое: большую часть комментаторов под тем видео составляют единомышленники певца. Я знал, что «Завтрашний день» является неофициальным гимном неонацистов, а теперь получил очередное подтверждение.
«Кабаре» - безусловно антифашистский фильм. Там дальше есть и сатирический номер против Гитлера, и нападение штурмовиков на хозяина кабаре, и впечатляющий финал, когда кадр заполняет коричневая нечисть. Но, тем не менее, эту конкретную песню ультраправые присвоили себе.
Много сказано о банальности зла. Но Бобу Фоссу удалось показать и другую, не менее важную сторону - привлекательность зла. Его блеск, его извращенную красоту. Хорошее кино - это кино, в том числе, честное. Фосс как гениальный художник не стал превращать нацистов в антипропагандистскую карикатуру, а показал то, чем они заворожили людей.
Именно поэтому сцена в ресторанчике страшнее дальнейших моментов насилия, и актуальна тоже. Нас будут соблазнять очень умело и со вкусом. Но надо слышать дальше сладких трелей, смотреть сквозь чарующие лица. Понимать величину и остроту крючка, на который насажена сия замечательная наживка.
А что касается тех, кто поднял «Завтрашний день» на свои погромные флаги... Глупцы они и есть глупцы.
Дмитрий Десятерик