ЧЕРНЫЙ ВОРОН, Я НЕ ТВОЙ,
или
Краткая мировоззренческая рефлексия относительно Евровидения
Посмотрел номер Сергея Лазарева.
Песня у него обычная, больше на его успех, конечно, работала сценография, конкретно - плоский экран, превращавшийся в объемные декорации, по которым передвигался исполнитель. Хорошая идея, но несколько испорчена воплощением - потому что экранная графика не очень отличалась изобретательностью (такое впечатление, что рисовали ее лет 10 назад), а певец не всегда органично вписывался в визуальный ряд.
Проблема, однако, глубже. Во время просмотра меня не покидало ощущение недоброй инфернальности, пропитывающей это непродолжительное шоу. Лазарев выходит в сером костюме, похожем на военный френч а ля Сталин или Мао, раздаются тяжелые удары колокола в прологе, за спиной Сергея на экране вырастают огромные черные крылья, затем певец начинает клонироваться, словно агент Смит в «Матрице», дублируется в одинаковых, лишенных индивидуальности силуэтах - простите, это точно песня о любви? Наконец, апофеоз: Лазарев заканчивает выступление, возвышаясь над залом за ограждением, как некий фюрер на трибуне во время массового митинга.
Вспомним, у Джамалы акцент сделан как раз на личности артистки, а центральный элемент номера - прекрасное дерево, которое произрастает из-под ее ног и заполоняет своим цветением все вокруг. Свет, любовь и человеческая уникальность не противоречат друг другу. Неизвестно, думали ли об этом режиссеры, но шоу России и Украины - совершенно противоположны по своей философии, то есть по отношению к человеку как на сцене, так и в зале. Учитывая это, победа Джамалы выглядит совершенно логичной: кому же хочется оказаться под властью черных крыльев, а не под сенью дерева жизни?
Дмитрий Десятерик, «День»