Вышла книга Олега Сенцова «Рассказы»

Jul 15, 2015 13:03

НЕ СДАВАТЬСЯ И НЕ РАЗМЕНИВАТЬСЯ



В прошлую пятницу в Киеве презентовали дебютную книгу самого известного заложника путинского режима - сборник малой прозы Олега Сенцова «Рассказы».

Рассказы были написаны задолго до ареста. В Киеве книгу можно купить в издательстве «Лаурус», а в магазинах «Рассказы» появятся в конце июля. Часть денег, вырученных с продаж сборника, пойдет на оплату адвокатов для автора и помощь его детям.

«Пусть детство прошло, но я буду скакать на одной ноге». Эту фразу из рассказа «Детство» можно было бы дать в качестве эпиграфа. Книга действительно о детстве: о школьных годах, о дружбе и вражде со сверстниками, о конфликтах поколений, о первом опыте утраты близких (очень проникновенно о последнем - в «Собаке»). Сенцов точно чувствует социальный пейзаж, но избегает соблазна углубиться в советскую экзотику - ее у него почти нет. Есть - бедные, непростые будни в крымском поселке, где перспективы что для старых, что для молодых исчезающе малы. Вышеупомянутые скачки на одной ноге - не просто залог выживания, а внутренний стержень главного героя, его особый нрав, с которым он выковывает характер, не рисуясь, но и не притворяясь скромником, рассказывая, например, как на первый взгляд обычная простуда привела к хронической болезни, после которой он должен был стать инвалидом - но вытащил себя из немощи этим обретенным еще в юном возрасте Сенцовским упрямством.

Преобладает здесь разговорная интонация; это монологическая проза, однако Олег обращается не только к читателям. Такие счета с прошлым можно сводить, только будучи беспощадным к себе (что в свою очередь дает ему право быть беспощадным и к одногодкам, и к бывшим землякам, говорить о жестокости первых в «Школе» и «Больничке» и замечать мелочную завистливость вторых в «Макарах»). Укоряет себя за то, что не остановил издевательства над мальчиком с синдромом Дауна («Больничка»), что забыл о своем псе («Собака»), что не уделял внимания бабушке («Бабушка»): герой «Рассказов» - человек рефлексирующий и чуткий, невзирая на все упрямство.

Заметно, что это дебютная проза, однако огрехи языка и стиля компенсируются драматургическим талантом: автор хорошо выстраивает конфликт, прописывает стороны и обстоятельства, держит в фокусе суть, продвигающую повествование. Юмора ему не занимать, даже о наиболее трагических вещах Олег умеет рассказать с улыбкой: «И если будет дождь и пепел немного прилипнет к урне, то тоже ничего. Правда, все тот же нахальный внук заглянет в урну, увидит там немного прилипшего праха и скажет: «Да, дедушка все еще цепляется за края жизни!» («Завещание»). Некоторые сцены сами по себе скомпонованы как завершенные кадры: «Когда машина поднимается на последнюю горку и ты наконец его видишь - тоненькую черту под краем неба - море! Скоро. А счастье уже сейчас» («Детство»), «Затем через колонки громко включили какой-то школьный вальс и все пошли вверх, в страну тяжелых знаний» («Школа»). Да, этот вывод напрашивается: «Рассказы» - готовые сценарии, фильмы в свернутом, бумажном виде, проза одаренного режиссера.

А еще это роман самовоспитания. В котором автор-герой повторяет для себя, а значит и для нас, очевидные, но по-настоящему выстраданные вещи: «Я научился никогда не сдаваться и не размениваться. Не сдаваться. И не размениваться» («Школа»).

Кремлевское ничтожество выбрало явно не того человека.

Дмитрий Десятерик, «День»

книги, Україна-Крим, тирания, литература

Previous post Next post
Up