ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Фаворитом Американской киноакадемии стала трагикомедия о метаниях стареющего актера
Если считать «Оскар» вотчиной развлекательной коммерции, где все решает величина бюджетов, известность студий, масштабность съемок, то нынешний подбор номинантов покажется глубоко нетипичным. Никаких костюмированных драм, никаких боевиков - ничего, что в шаблонном сознании укладывалось бы в понятие всемогущего Голливуда.
Первое, что бросается в глаза
: из 8 номинантов в категориях «лучший игровой полнометражный фильм» ровно половина - это или биографии реальных людей, или фильмы по реальным событиям. «Игра в имитацию» (Мортен Тильдум) и «Теория всего» (Джеймс Марш) посвящены ученым - британскому криптографу времен Второй мировой войны Алану Тьюрингу (взломал код нацистской шифровальной машины «Энигма») и ныне живущему физику-теоретику Стивену Хокингу соответственно. «Снайпер» Клинта Иствуда - о легендарном снайпере Крисе Кайле, который служил в Ираке и стал рекордсменом по числу убитых солдат противника, а смерть нашел дома от рук одного из ветеранов той войны (процесс над убийцей продолжается). «Сельма» (Ава Дюверней) рассказывает о событиях вокруг возглавлявшегося Мартином Лютером Кингом марша за гражданские права чернокожих в 1965 году в Сельме и Монтгомери и о столкновении активистов с местными расистами. Следует еще упомянуть «Уильяма Тернера» (Майкл Ли, 4 номинации) - жизнеописание великого британского живописца ХIХ века и околоспортивную драму «Охотник на лис» (Беннетт Миллер, номинирован на режиссуру) - невеселую историю о взаимоотношениях мультимиллионера, владельца частной команды по вольной борьбе Джона Дюпона и его подопечных, братьев-чемпионов Шульц.
Самый неожиданный претендент - «Отрочество» независимого режиссера Ричарда Линклейтера - результат уникального эксперимента: Линклейтер в 2002 году нашел группу актеров, перевоплотившуюся в семью - отец, мать, сестра и брат (тогда 7-летний Мэйсон, главный герой в исполнении Эллара Колтрейна) и снимал их на протяжении почти 12 лет. Риски у такого проекта очевидны и огромны, но всё получилось. Невзирая на почти трехчасовую продолжительность, «Отрочество» смотрится невероятно легко. Самым захватывающим тут оказывается взросление как процесс и скрытая драма. Линклейтер мастерски показывает переходы между возрастами Мэйсона. «Отрочество» заканчивается, как положено, 18-летием и окончательным уходом героя во взрослую жизнь. В прошлом году Линклейтеру, который этим фильмом явно превзошел самого себя, дали на Берлинском кинофестивале в прошлом году «Серебряного медведя» за режиссуру.
Еще один нетипичный финалист - Алехандро Гонсалес Иньярриту - мексиканец, вполне обжившийся в Голливуде. Прославившийся слезливыми драмами со звездами калибра Брэда Питта и Кейт Бланшетт, он неожиданно выступил с трагикомедией «Бёрдмэн» - своего рода вариацией «8 ½» Феллини - о творческом и возрастном кризисе театрального актера Риггана Томпсона, в свое время сыгравшего коммерчески успешную чепуху про супергероя Бёрдмэна и теперь пытающегося самоутвердиться в качестве серьезного исполнителя; впрочем, все заканчивается хорошо. Любопытно, что эта фабула в какой-то мере отражает жизнь самого исполнителя роли Томпсона - Майкл Ки́тон в свое время сыграл Бэтмена.
Итак, 87-й «Оскар» получился реалистическим, малобюджетным, авторским. В лидеры вырвались «Бёрдмэн» и черная комедия «Отель „Гранд Будапешт“» (по 9 номинаций), сентиментальная «Игра в имитацию» пробилась в 8 категориях, по 6 получили «Снайпер» и «Отрочество», по 5 - «Охотник на лис», «Теория всего», напичканная спецэффектами фантастика «Интерстеллар» и блистательный роман джазового воспитания «Одержимость».
Итоговое решение в очередной раз показало, что чудес в околокинематографическом спорте не бывает. Победили хэппи-энд и привкус мелодрамы в "Бёрдмэне" (лучший фильм, режиссура, оригинальный сценарий, оператор). У "Одержимости" три вполне заслуженных "Оскара": Джей Кей Симмонс в роли учителя-тирана Теренса Флетчера оказался вне конкуренции как лучший актер второго плана, равным образом про монтаж и звук этого фильма можно писать отдельное исследование. Неглубокий, но эффектный "Отель "Гранд Будапешт"" отмечен за музыку, работу художника, дизайн костюмов, грим. Увы, «Отрочество» поощрили только наградой за женскую роль второго плана - Патрисия Аркетт в роли матери героя. Лучшая мужская роль предсказуемо досталась Эдди Редмэйну за убедительное перевоплощение в Стивена Хокинга ("Теория всего"), а лучшая женская - Джулианне Мур ("Всё ещё Элис"). Душераздирающая история жизни Алана Тьюринга, которому государство «отблагодарило» принудительным лечением от гомосексуализма с последующим доведением до самоубийства, получила статуэтку за адаптированный сценарий (Грэм Мур, "Игра в имитацию"). А фронда киноакадемиков проявилась в присуждении приза за лучший документальный полнометражный фильм "Гражданину четыре", посвященного скандально знаменитому Эдварду Сноудену.
Увы, всего с одной номинацией и вовсе без наград остался один из интереснейших американских режиссеров Пол Томас Андерсон, во «Врождённом пороке» скрестивший жанр классического криминального фильма-нуар с безумной цветастой психоделией 1970-х. Отношение Киноакадемии к Андерсону - это своего рода «казус Хичкока» - также, несмотря на несомненный талант, обойденного наградами. Причин можно доискиваться долго, но одна - явно на поверхности: необычное дарование скорее настораживает, чем приводит в восторг.
Наконец, в категории «лучший фильм на иностранном языке», которая в этом году имела явный восточноевропейский уклон, победила польская «Ида» - тонко и точно сделанная черно-белая драма о последствиях Холокоста.
Ей могло бы составить конкуренцию украинское «Племя».
Увы, история не терпит сослагательного наклонения.
Дмитрий Десятерик, "День"