ЧИСТО И КОНКРЕТНО
В центре Москвы, неподалеку от кинотеатра «Октябрь», припаркован джип. На его заднем стекле - надпись из приклеенных бумажных полосок: «Чистый джип - позор хозяину». Сам джип, кстати, загрязнен довольно умеренно. Георгиевских ленточек ни на антенне, ни в салоне не замечено. Чистый автомобиль, чистый на самом деле.
***
Чистота улиц на постсоветском пространстве всегда была вопросом политическим, особенно в Москве. Таджик-дворник, ненавидимый неблагодарным населением, стал такой же привычной фигурой московской пейзажа, как бунтующий в кафе «хипстер» (не могу это слово писать без кавычек) или милиционер, арестовывающий этого хипстера.
Но речь о другом: в Москве чисто. По крайней мере, намного чище, чем в прошлом или позапрошлом году. Мои друзья, живущие здесь, не очень согласны, но приезжему, находящемуся вовне ситуации, это видно. Чисто и в центре, и за его пределами - например, в районах Щукино или Новые Черемушки, находящихся между Третьим транспортным кольцом и окружной автодорогой. Нет, никуда не делись выбоины на асфальте, потрескавшиеся тротуары, заброшенные или недостроенные здания, пьяницы, но действительно чисто. И киосков под землей стало меньше.
Тут приходит на память еще один город, в котором несмываемая советская бедность сочетается с подчеркнутой чистотой. Минск.
Чистотой Минска восхищаются многие несведущие гости. Но у нее есть своя цена, о которой очень хорошо сказала моя старинная приятельница, беларусская журналистка, литератор Татьяна Замировская:
- Чистота не обманчива. Обманчивы ее первопричины и значение. Да, Минск чистый город, но эта чистота больничная, тут чувствуешь себя, как в гулком коридоре поликлиники, полном астматических бабушек, невротично сидящих в очереди на скамейках у стены. Причем ассоциация с поликлиникой возникала не только у меня.
Пожалуй, это наиболее точное наблюдение. В чистоте улиц нет ничего плохого. Но есть зажиточная и уютная чистота европейских городов, обеспеченная как стараниями ответственного перед жителями (не перед начальством) муниципалитета, так и самыми жителями, а есть чистота диктатуры. Однокоренная со словом «зачистка». Таковая и наступает, похоже, в Москве.
И дальше, боюсь, будет чище.
Дмитрий Десятерик, «День», Москва-Киев