В плену у инвалидов

May 31, 2005 01:28

В плену у инвалидов

Привычка - вторая натура; не в смысле того что второй характер, а именно “nature”, то есть, в переводе с латинского первокорня, природа. Ежедневные обыденные ритуалы, детали городского пейзажа для тех, кто в нем живет, настолько привычны, что становятся как бы второй природой, средой обитания при всей их абсурдности.
И, напротив, то, что естественно в любом западном городе, для нас, советско-“натуральных”, выглядит чуть ли не как издевательство над здравым смыслом. Наверняка побывавшему там бросалось в глаза обилие разнообразных мест для людей с физическими недостатками. Каждая лестница снабжена параллельным удобным пандусом для инвалидов. В метро есть не только пандусы, но даже и специальные лифты в недвусмысленной пиктограммой коляски на дверях - даром, что подъему-то всего на пару метров. В любом туалете имеется специальная отдельная кабинка. Примеры можно продолжать. Но первая реакция - именно самая первая, непосредственная, положа руку на сердце, у нас совсем не такая, что вот, мол, как немощных уважили, нет - а легкое недоумение: зачем так много?
И нет чтобы задаться вопросом, даже без поездки на Запад - а почему у нас так мало? Не стоит даже ездить в неблагополучную провинцию - пройдитесь по центру Киева, зайдите в подземные переходы, загляните как в частные, так в общественные туалеты - много вы там найдете пандусов? Удобных кабинок? О лифтах умолчу.
Конечно, с виноватыми можно определеиться быстро. Но есть моменты, которые свидетельствуют о том, что лестницы и туалеты - не равнодушие муниципальных властей, а часть намного более обширной и нерадостной картины. Навскидку: по телеканалу, который самим своим названием (“Энтер-фильм”) претендует на особую любовь и понимание кино, идут новости об этом замечательном виде искусства. И вот, среди плотного потока зарубежной продукции и информации в кои-то веки пробивается небольшой репортаж о национальном кино. Повод более чем достойный - премьера в Украине фильма-обладателя Золотой пальмовой ветви на последнем Каннском кинофестивале “Путники”. Под картинку событий в Доме кино резвый закадровый голос рапортует, что, мол восторгов после показа фильма было намного меньше, чем до того, да ведь и сам режиссер предупредил, что фильм - отнюдь не шедевр (кстати, скромность - качество как раз талантливых людей). О самом же фильме голос сообщает, что в нем показаны пациенты психнерводиспансера. И что каннское жюри дало приз режиссеру за сочувствие к своим пациентам, не более того. Как итог - небольшое интервью с режиссером, где он говорит, что более всего хотел бы, чтоб его оставили в покое, чтоб он мог подумать, что ему делать дальше. После чего - широким стремительным потоком полились, очевидно, действительно важные для кино новости - о том, что звезда А. не хочет спать со звездой В., а звезда С. еще не ушла от жены, а звезда Д. слишком много пьет, и т. д. Одним словом - колоссально, потрясающе нужная, очень-очень полезная информация, просто слов нет.
Что же до сюжета о “Путниках”, то из него, конечно, таких полезных сведений не почерпнешь. Единственно, что понятно - что вот такой себе, не слишком удачный фильмик случайно отхватил награду, весь этот шум вокруг него - чепуха, и про режиссера лучше забыть - примерно так получается. Конечно, вкусы - вещь относительная, но вопросы насчет дремучей некомпетентности тех, кто готовит сюжеты для “Э-фильма”, возникают. Так и видишь такого себе недоучившегося (а еще хуже, если таки доучившегося) журналистишку, что сложнее “Людей Икс” ничего в своей жизни не видел, который, отсмотрев стеклянным взглядом десять минут на экран, строчит себе свой резвый двадцатидолларовый, или сколько там сейчас за такое платят, сюжетец. Может быть, стоило бы спросить у людей более-менее в кино понимающих, - а таковых на премьере был полный зал - чем все же “Путники” столь примечательны? Не-е, наш журналистишка - профессионал. Он торопится, ему недосуг. Он так привык - чтоб быстро и “Люди Икс”. Натурал, короче (см. выше). Подумаешь, каждый день Украина Золотые ветки в Каннах получает. Да еще и отягчающее обстоятельство - про каких-то там слабоумных снято.
Тут конечно, руководство журналистишки-“натурала” возмущенно взопиет - да нет, мы про пациентов ничего такого не имели в виду! Но ведь в сюжете про сам фильм, про его внутренние, так сказать, характеристики, только то и сказано, что он - про нервонобольных, ничего более. Все остальное - это суждения уже внешние - что фильм неважный. А причину пусть зритель ищет сам, и что бы коллеги с телевидения не предполагали, причина, получается, на поверхности - фильм неважный, потому что снят про людей с психическими растройствами. И здесь нет, конечно, никакого злого умысла, всего лишь непрофессионализм исполнителя, но и больше…
Вот еще: руководство печально знаменитой “Академии”, которая делает вид, что “управляет персоналом”, а на самом деле пропагандирует ксенофобию и расизм, изгоняет из своих рядов одного из студентов за то, что он пытался защищать права сексуальных меньшинств. А против митинга под своими стенами в защиту исключенного выставляет заградительный кордон из некоторых отборных, в основном по физическим характеристикам, учащихся. На Западе такое руководство по судам бы затаскали, газеты вообще этих господ на части бы разорвали во мгновение ока. А у нас - пару сюжетов по телевизору, и все, тишь и гладь. И премьер - уже новой власти! - в “академии” чуть ли не званием почетного доктора осенен. Ну на Западе они там вообще как-то ненатурально живут. Вон у них даже туалеты для инвалидов…
Беда, похоже, не только в чьей-то персональной некомпетенетности или начетничестве. А еще и в некой врожденной травме, с которой мы, убежденные “натуралы”, люди привычки здесь живем. Диагноз у нас увы, общий - инвалидность сознания. То есть - существенный изъян, который не позволяет адекватно воспринимать других, слабых, или просто непохожих на нас, но в любом случае зависящих от нашей терпимости. Видеть мы их видим, но сквозь призму своей общей ущербности. И в силу этой инвалидной логики отказываемся от них, других - которые те же мы, во многом даже лучше. А прославляем и выбираем нравственных калек и мутантов. Конечно, увечили нас всех долгие десятилетия - но пора бы уже и начать излечиваться.

Дмитрий Десятерик

телевидение, украинское кино, люди с ограниченными возможностями, публицистика, неигровое кино, толерантность, социальная тематика

Previous post Next post
Up