название рецензии: ИГРА МУРАТОВОЙ
Об особенностях таланта Киры Муратовой можно говорить много, но первая, заметнейшая черта - творческая неистощимость. Более полувека пребывая в профессии, чреватой неминуемым художественным самоисчерпанием, Муратова не устает находить все новые формы повествования, экспериментировать с визуальным языком и убедительно ссорить кинематографическое сообщество каждый раз, когда речь заходит о ее фильмах.
Вообще невероятно, что в полумертвом украинском кино до сих пор есть автор такого уровня.
Новая картина «Вечное возвращение» выстроена по принципу кинопроб - структуре, учитывая любовь Киры Георгиевны к повторам и рефренам, для нее логичной, но раньше ею не использовавшейся. Один и тот же диалог разыгрывается, с небольшими вариациями, разными парами актеров в разных декорациях. После многих лет отсутствия к героине неожиданно приезжает в гости бывший однокурсник. Как его точно зовут, героиня не помнит - то ли Юра, то ли Олег - поскольку у него есть брат-близнец, но фамилия точно Сергеев. То ли Юра, то ли Олег женат на Люсе, но полюбил другую, Людмилу (вообще-то Люся - тоже Людмила - фирменные муратовские удвоения и отражения здесь на каждом шагу). От жены уходить не хочет, и потому приехал к однокурснице, славившейся еще в студенческие годы житейской мудростью, за советом. Однокурсница не дает удовлетворительного ответа, визитер хлопает дверью, но возвращается, чтобы продолжить разговор. На стене висит картина «Привидение в кресле». В телевизоре поет Земфира и рассказывают о повесившемся в гостинице командировочном. Но это не Юра. И не Олег.
И это еще не вся история. «Вечное возвращение» заключено в обрамляющий сюжет, который дает на кинопробы взгляд извне: оказывается, мы смотрим незаконченный материал безвременно умершего режиссера, а вместе с нами смотрят некие продюсер и инвестор-сахарозаводчик (последнего играет замечательный актер муратовских эпизодов Леонид Кушнир). Кстати, довольно украинская деталь: именно на деньгах «сахарных королей» - рода Терещенко - поднималось отечественное искусство в конце ХІХ - начала ХХ века. Сахарозаводчик должен решить, давать ли деньги на завершение проекта. И тут уже своя интрига - нехитрая, но эффектно выстреливающая в финале.
Появляются почти все излюбленные исполнители Муратовой. Рената Литвинова работает в паре с Виталием Линецким, Олег Табаков - с Аллой Демидовой, Георгий Делиев, Ута Кильтер, Наталья Бузько, Юрий Невгамонный, Геннадий Скарга, Евгения Барскова, Антон Муратов, Филипп Панов тоже не забыты.
Муратова традиционно дает актерам импровизировать, раскрывать себя. В итоге в «Вечном возвращении» получается роскошное лицедейское кино, настоящий парад ярких характеров. Одна и та же ситуация каждый раз наполняется иными интонациями, жестами, и, как следствие, иными смысловыми оттенками. Иногда это выглядит трогательно, иногда - драматически, но чаще всего - смешно.
Что же Муратова делает в этом фильме? Играет: с цветным и черно-белым изображением, с жанрами, с сюжетами и с самим понятием истории, с актерами и с их даром перевоплощения, а также с собственной профессией. Вечное возращение на самом деле разомкнуто, в любом микросюжете есть свой особый выход, который отменяет кажущиеся простые объяснения - мелодораматические либо комические. В многократно повторенных, но каждый раз иначе сыгранных диалогах режиссер собирает свою версию человеческой комедии, а в финале прописывает ей горькую и смешную правду, выводящую все показанное на уровень высокой притчи.
В конечном счете, Муратова играет с нами, зрителями - с нашими ожиданиями, с нашим опытом, с нашими стереотипами, - играет элегантно, легко, умно. И именно мы оказываемся в наибольшем выигрыше.
Дмитрий Десятерик, «День»