«Власть убеждений» / The Power of Few (Леоне Маруччи, 2013)

Sep 01, 2013 00:42

АНЕКДОТ НАКАНУНЕ АПОКАЛИПСИСА




Тарантино останется в истории кино хотя бы потому, что породил целое поколение режиссеров-последователей - далеко не всегда бесталанных, - и создал новый тип комедии, отличительные черты которой давно известны: черный юмор даже в драматических ситуациях, странные, иногда и вовсе безумные персонажи, обилие визуальных и словесных цитат, эффектные сцены насилия, ударная звуковая дорожка, прихотливая сюжетная структура и финальная метафизическая нота, выдающая подспудную веру части героев, а иногда и самого автора, в высшую силу.
Дебютный фильм американца итальянского происхождения Леоне Маруччи «Власть убеждений» (оригинальное название The Power of Few, как увидим далее, не поддается однозначному переводу) более-менее соответствует вышеперечисленным признакам.

Узловая точка, в которой пересекаются пять сюжетных линий -солнечный день, около 14.00, в Новом Орлеане. Сквозной мотив - новости о сенсационной краже Туринской плащаницы, как позднее выясняется, ради клонирования Христа - вот и метафизика.

Поначалу фабула движется по накатанным рельсам. Хорошему, но бедному подростку не на что купить лекарства для младшего брата, и он пытается ограбить магазин, девушка-курьер на мотоцикле прячет симпатичного беглеца от бандитов. Все вроде предсказуемо, но в последний момент режиссер резко обрывает стандартное развитие событий. Гибнут невинные, их смерть ужасна и одновременно красиво снята. Вдобавок, независимо от развязки эпизода, Маруччи умело взвинчивает напряжение, держит интригу до последнего.

Перемена не в лучшую сторону происходит, когда исчерпывается энергия стартовых сцен. Впечатлять зрителя насилием все-таки проще, чем рассмешить его, обойдясь без эпигонства и банальностей. Последнего режиссер не избежал - на сюжете про двух суперагентов, которые охотятся за неизвестными заговорщиками, его изобретательность дает сбой. Шутки становятся несмешными, сцены погонь и стрельбы - однотипными, неуклюжее изменение регистра с трагического на комический, а потом на морализаторский крайне вредит действию.

Изъян иронии компенсирует замечательный дуэт, так или иначе присутствующий во всех сценах: Кристофер Уокен в роли опустившегося телеведущего и вечно голодный, но терпеливый карлик в исполнении Джордана Прентиса. Эти двое даже смотрятся замечательно, но вдобавок Уокен сыплет блестящими сентенциями, то цитируя Говарда Хьюза, то наставляя собеседника: "Умей слышать то, что люди не говорят. Только тогда ты сможешь быть по-настоящему внимательным".

Другой персонаж, проходящий в интермедиях - чернокожая девочка-сластена со странным именем Фью (Few), которая от жалоб на прикушенную щеку переходит к успешному увещеванию головорезов, - носитель этического императива. Ее имя придает названию фильма двусмысленность: с одной стороны, это власть мудрого ребенка над ходом истории, а с другой - в более пафосном толковании, - это «сила немногих», очевидно, превозмогающая злую судьбу. Секта, одержимая идеей клонировать пророков, опоздала. Святые, способные смягчить самые жестокие сердца, уже ходят по земле. «Власть убеждений», в конечном счете, оказывается вполне традиционной историей с моралью.

Такого благостного завершения для удачного кино, конечно, маловато. Могла получиться высокая драма, получился же анекдот накануне Апокалипсиса. Но как дебют The Power of Few вполне приемлем. Из Маруччи может получиться хороший режиссер - если он вырвет себя из грядки «Криминального чтива» и пойдет своим, более меланхолическим путем.

Дмитрий Десятерик, «День»

режиссер-Тарантино, кинорецензия, американское кино

Previous post Next post
Up