Искусство нежного скандала

Aug 24, 2013 22:52

Искусство нежного скандала



В Киеве восходят новые звезды. Женской группе Dakh Daughters менее года, но их видео собирают в Сети тысячи просмотров, а полные сарказма «Розы / Донбасс» и вовсе вырвались в лидеры, заинтересовав уже более 150000 зрителей. Для того чтобы, как кто-то написал, «порвать интернет», этого мало (хотя бы до 500 тысяч дойти, а лучше - до миллиона), но рост продолжается.


Сама группа - новый проект основателя театра «Дах», продюсера и режиссера Влада Троицкого. «Дочери…» - актрисы театра Троицкого, однако у них есть опыт работы в других формациях: Нина Гаренецкая - участница этноквартета «ДахаБраха», а Руслана Хазипова - культовой рок-банды «Перкалаба», Таня Гаврилюк имеет сольный проект «ТаняТаня», Саломея Мельник - из «Потужних дівчат», Анна Никитина - из «Кабаре-шансона», Наталья Галаневич и девушка под псевдонимом Zo - из балета «БіzоН». Семь артисток, дюжина инструментов, от пианино и барабана до гармошки и виолончели. Поют все.

Dakh Daughters характеризуют свой стиль как «фрик-кабаре». «Фрик» -от английского freak - в переводе с означает «чудак», «урод», но это тавтология: кабаре изначально несет в себе элементы отклонения от нормы. Воспринимать его только как легкое эстрадно-эротическое ревю а-ля парижский «Мулен Руж» было бы ошибкой. Стоит напомнить, что целые художественные направления рождались именно в кабаре: так, дадаизма, а, следовательно, и сюрреализма не было бы без цюрихского кабаре «Вольтер», где художники и поэты, позже ставшие классиками ХХ века, устраивали свои скандальные представления. Тулуз-Лотрек вдохновлялся атмосферой «Мулен Руж» и «Мирмильтона». В Германии у кабаре был свой теоретик Отто Юлиус Бирбаум, который, вместе с основателем берлинского «Пестрого театра» бароном Эрихом Людвигом фон Вольцогеном, мечтал использовать такие заведения ни больше ни меньше как для воспитания ницшеанского «сверхчеловека».

Это неудивительно, ведь кабаре, с его синкретизмом жанров, близко к театру. Здесь органично могут сосуществовать музыка, поэтическая декламация, танец, провокационный перформанс, - а также уродливое и прекрасное, смешное и трогательное, интеллектуальное и безумное. Dakh Daughters соответствуют этой контрастной эстетике. Девушки в коротких белых платьях, с набеленными, словно у печальных паяцев, лицами, непроницаемо серьезно подают наиболее гротескный материал, но гротеском не ограничиваются: у них есть работы на стихотворения Иосифа Бродского и обэриута Александра Введенского, есть старинная провансальская песня «Я видел волка, лису, зайца» и номер из репертуара Вики Врадий, в «Розах» звучат первые строки из 35 сонета Шекспира.

Возможно, интуитивно, невольно - Троицкий и его подопечные определили пустующую нишу на украинской музыкальной сцене и заполнили ее более чем эффектно.

Осталось расспросить их о том, как это произошло.

Влад Троицкий: «Успех - это возможность дарить»




- Как появились Dakh Daughters?
- Во время подготовки к спектаклю «Школа нетеатрального искусства», который мы показывали на прошлогоднем Гогольфесте. Мы начинали работать с новой музыкой, с разными текстами. Команда музыкантов на тот момент уже была сплоченная и сыгранная. Попробовали, получилось интересно. После фестиваля девушки решили самостоятельно пуститься в это приключение. Мы доработали часть номеров, я им предложил визуальный образ - эти белые платьица и активный грим. То есть, с одной стороны - украинские и кабаретные песенные традиции, с другой - добавление театра: каждая композиция - как мини-спектакль со своим визуальным ходом, драматическим переживанием. Премьера состоялась перед нашим отъездом в Париж, очень хорошо нас приняли. Концерт в Париже тоже прошел успешно. Кстати, там среди зрителей был Слава Полунин, ему очень понравилось, он сказал: «Хороший проект для фестиваля «Бабы-дуры» - он собирается его организовывать. Да, у нас есть аллюзии с петербургской группой «Колибри», с белорусской "Серебряной свадьбой", с британцами The Tiger Lillies, вообще со стилем дарк-кабаре (dark сabaret, букв. «темное кабаре» - музыкальный жанр, в основе которого лежат эксперименты со звучанием классического немецкого и французского кабаре; тональность трагикомическая, обилие иронии и черного юмора, характерные инструменты - фортепиано, скрипка, виолончель, аккордеон, гармошка, The Tiger Lillies - среди лидеров жанра - ДД). Мы провели несколько концертов в Киеве - в Малой опере, в Зеленом театре. Стало понятно, что это работает. Съездили в Пермь. Организаторы сначала сомневались, а потом просто с ума сошли от того, как это забавно. Есть уже порядка десятка предложений из России на ноябрь-февраль.

- Кто определяет репертуар Dakh Daughters?
- Они сами, а потом мы вместе садимся, я служу внешним резонатором: слушаю и даю советы. Склоняю их ориентироваться на качество в текстах - так появились песни на стихи Чарльза Буковски, Семенка, Введенского, Бродского, нашумевшие «Розы/Донбасс» на 35 сонет Шекспира. Есть и другое, например, «Ганнуся» - такой украинский спиричуэлс на слова бабушки с гор - и «Заповіт» Шевченко, который они орут, и это не стеб. То есть ирония с одной стороны, а с другой - максимальная искренность и открытость по-настоящему драматические ноты. Вот между этими Сциллой и Харибдой мы пытаемся пройти.

- Почему ты выбрал именно такие образы для артисток?
- Я их слушал и думал: «Как их собрать?» Ориентировался на ассоциации с Ветринским, на женскую версию Пьеро, но при этом с некоторым элементом сексуальности и бесшабашности, из зеленых плащей - в нежные платьица, а в конце в купальники. Сейчас поедем в Москву - может, сделаем костюмы из конфет «Рошен»…

- Уж если мы заговорили об амплуа и образах, то кто ты в группе?
- Мы долго думали, кто я. Наверно, просто режиссер. Хотя вот во французских кабаре было такое понятие «папаша». Именно «папаша», наставник и отец родной для артисток. Мне так хочется думать.

- У тебя есть уже два удачных музыкальных проекта: «ДахаБраха» и Dakh Daughters. Удивлен их успехом?
- Нет. Музыка всегда доступнее, чем драматическое искусство. Когда мы делали некоторые эпизоды к «Школе нетеатрального искусства», я понимал, что это готовые номера для музыкального шоу. Я к каждому своему спектаклю делаю саундтрек с живыми актерами. Выходит, как бы смешно ни звучало, - продолжаю нашу давнюю традицию музыкально-драматического театра.

- Какая судьба ждет «ДахуБраху» теперь? Не затмят ли их Dakh Daughters?
- Они очень разные. «ДахаБраха» более этнический состав, у них в этом году - 80 концертов по миру: Кельн, Стокгольм, Будапешт, а в середине сентября уезжают в полуторамесячный тур по обеим Америкам, затем - в Австралию. Я не знаю ни одной группы в Украине, настолько востребованной за рубежом. Конечно, Dakh Daughters для более широкой публики. «ДахаБраха» задумывалась как развитие вокальной традиции украинского фольклора, а потом эволюционировала в нечто иное. В Dakh Daughters все девчонки очень хорошо поют и фольклор, но они занимаются другими вещами. Это два прекрасных цветка, которые выросли в «Дахе», и я этим счастлив и горд.

- Вернемся к жанровым определениям. Что такое кабаре в твоем понимании?
- Общего определения нет. Влияние оказали фильмы Боба Фосса «Кабаре» и «Весь этот джаз», образы The Tiger Lillies, меланхолия Вертинского, белорусский состав «Серебряная свадьба». Я понимал, что это должно быть в Украине, что здесь это востребовано. Народ очень поющий, а с другой стороны - не хватает ироничного интеллектуального женского взгляда. Есть всякие там «Виагры», но их и так с избытком. А чтобы на сцену вышли девушки умные, красивые, интересные не только за счет фактуры, но и за счет актерских способностей - такого фактически нет. Dakh Daughters - нишевой продукт и при этом абсолютно вне конкуренции.

- Зачем в вашем самоопределении приставка «фрик»?
- Большинство людей ассоциирует кабаре с «Мулен Руж». Назвать «интеллектуальное кабаре» - можно испугать публику. А у нас есть чудачество, и мне кажется, что фрик-кабаре - это немного и дуракаваляние.

- Есть в этом доля мрачной шутки: интеллектуальный жанр ныне проходит по разделу «фрик».
- Да, у нас интеллектуалы - маргиналы и фрики. Это печально. Обычно элита поддерживает элитарное искусство, а нашу верхушку сложно представить себе в театре или на концерте классической музыки. Искусство перетекает на маргиналии. Но это неправильно.

- Каким ты видишь дальнейшее развитие Dakh Daughters?
- Думаю, сделаем несколько программ. Одна версия большая, с видео - для уличных концертов, другая - совсем романтическая, философская - для театра, чтобы слушать тексты, ну и танцевальная. От репертуара может зависеть еще и образ, костюмы. Одеть их в как бы школьные черные платья с белыми воротничками - может, тоже сработает. Или в стиле 1960-70-х, как в фильме «Мужчина и женщина» - плащи, прически с шиньоном… Для гастролей пригодится. Ведь в следующем году, думаю, ни Dakh Daughters, ни «ДахиБрахи» вообще не будет в Украине. Это, кстати, одна из причин, по которой мне приходится пересматривать стратегию с «Дахом» - кроме того, что сам театр тяжело содержать, я не могу парням платить достойную зарплату, а девушки сейчас все уедут. «Дах» останется как репетиционная база и для камерных работ.

- Насколько широко такие группы могут представлять Украину в мире?
- Любой качественный проект рекламирует страну. То, что у нас мало конвертируемых культурных проектов в любом виде искусства - это очень печально. Мало того, государство в лице наших чиновников ни разу не использовало наши достижения за рубежом для усиления позиций страны в мире. К примеру: наши театральные или музыкальные гастроли в Лондоне, Лозанне, Париже, в Германии не посетил ни один чиновник из посольства. Мы, конечно, говорили, что мы из Украины, но за нами ничего не стояло, присутствия государства не ощущалось и близко. Хотя весь Париж был оклеен нашими афишами. И это система.

- Вы же им неподконтрольны, чего же вы ожидали?
- Но мне как режиссеру этого не хватает. Хотелось бы нормального сотрудничества с государством - ведь Французский институт, Гете-институт, Британский совет созданы правительствами специально для пропаганды культуры этих стран. Сознание людей, которые занимаются имиджем Украины, должно быть открытым. Они должны думать не о том, когда их снимут с должности, а о каких-то стратегиях, искать не только традиционные формы, в очередной раз вывозя хор Веревки в 150 человек. В этом проблема.

- Напоследок: что такое успех?
- Это возможность дарить. Это когда тебе есть что сказать. Это не всегда получается, иногда устаешь. Но если у тебя есть что сказать и есть возможность это сказать - отдать, подарить - и есть люди, готовые это принять - то тогда ты успешный человек.

«Свобода - это наше главное высказывание»




Я также встретился с участницами Dakh Daughters (за исключением Нины Гаренецкой, которая в настоящее время в отъезде) и задал каждой из них четыре вопроса:

1. Как бы вы охарактеризовали свой образ на сцене?

2. Фрик в переводе с английского - урод, чудак. Зачем вам в названии приставка «фрик»?

3. Кабаре - это полуобнаженные танцовщицы «Мулен Руж», дадаистское кабаре «Вольтер», и, как поет Лайза Минелли, «Жизнь - это кабаре». Что такое кабаре для вас?

4. Что такое успех?

Наталья Галаневич:
1. Это не может быть обозначено каким-либо одним словом, потому что каждый зритель интерпретирует его по-своему, и я не хочу ограничивать ваше воображение.
2. Для меня «фрик» рифмуется со словом «фри» (free) - свободный. Свободный настолько, что даже странный.
3. У нас - это все, что вы назвали, и еще масса неизвестных нам значений, которые мы откроем.
4. Этого я еще не знаю. Разве успех можно поймать? Это же лишь какое-то мгновение, которое можно только почувствовать. Увидел солнце - успех.

Zo:
1. Бомба замедленного действия.
2. Фрик - это радость. Это то, что мне приносит радость.
3. Вероятно, это просто игра - игра в кабаре. Давайте поиграем в кабаре.
4. Это когда то, что я делаю, нравится и мне, и зрителю. Этот резонанс - частичками, кусочками - у нас иногда есть.




Руслана Хазипова:
1. Не могу сказать, что я создаю определенный характер - для меня это скорее проповедь на сцене, как служба Божья. Я все на сцене делаю искренне, а когда это делаешь искренне, тогда художественная форма сама к тебе подгоняется.
2. Думаю, что в понимании каждой из нас это свободная, чудаковатая, творческая личность, которая может и из себя что-то слепить воедино, и еще из мира что-то туда добавить.
3. Думаю, что это своего рода развлечение, но благодаря этому люди к нам идут, а мы им - проповедь. Проповедь ироничная - какая есть. Люди разные. Вот нас - семеро, и каждая что-то свое доносит до зрителей.
4. Процитирую Троицкого: успех не измеряется в количестве денег или клипов, а в количестве людей, которым ты нужен. Думаю, такой успех сейчас у нас есть.

Саломея Мельник:
1. Я нас воспринимаю как единый организм, и мы воплощаемся во что-то или в кого-то одновременно. Возможно, отдельно я примеряю на себя образ хрупкой украинской женщины, но в нем есть определенная воинственность.
2. Фрик - без рамок. Свободный. Свобода во всем. Единственные рамки - это наши вкусы к музыке и к жизни. Наша свобода - это наше главное высказывание.
3. Интеллектуальные развлечения.
4. Это когда ты счастлив от того, что делаешь, и еще много людей вокруг тебя тоже счастливы от этого.




Таня Гаврилюк:
1. Я слышала определенные характеристики от многих наших фанов и друзей, и это сошлось несколько раз: Руслана - это женственность и большая радость, которой она готова делиться с людьми. Наталья - это наша суперсила, даже визуально она очень спортивная - каждая из нас сильная, но она всю эту силу в себе воплощает. Аня Никитина - хрупкость, чувственность, постоянное пребывание на грани. Zo - ближе всех к духу свободы и революции, она через себя это транслирует. Ну а о себе я слышала такое слово, как «мощность», и оно мне кажется близким к истине, потому что я имею в себе дух воина, хотя здесь есть плюсы и минусы. Классно, когда ты можешь использовать мощные средства, даже если это агрессия и провокация, во имя благой цели. Это все равно выходит из любви и несет людям любовь. Любовь и мощность.
2. Нас часто пытаются втиснуть в какие-то рамки, а мы никак в них не укладываемся. И вот «фрик» как раз и символизирует выход за рамки: особенный, другой, даже если уродливый, необычный, свободный от сравнений, безграничный как художник и как человек. Еще здесь есть кураж. Фрик несет свободу, чтобы куражиться, играть, всеми средствами чувствовать себя свободным, чтобы говорить с человечеством.
3. Лично для меня - очень интересная история. Меня кабаре вначале особо не привлекало, но потом я поняла, что это - очень женская и женственная история. Украина - это женщина во всех своих проявлениях, это феминный архетип. Кабаре воспринимается как развлечение, и хотелось этот стереотип опровергнуть, показать, что мы бесстрашны, прекрасны, свободны и готовы своей любовью спасти мир, а не развлекать мешки с деньгами или овощеподобных существ.
4. Успешный и свободный для меня - созвучные слова.

Анна Никитина:
1. Я не концентрируюсь на сцене на своих чувствах.
2. Чудак.
3.Театр.
4. «Успех - это успеть» (Марина Цветаева). Пока еще успеваем

Дмитрий Десятерик, «День»

Фотограф - Марк Галаневич

абсурд, театр, провокация, музыка

Previous post Next post
Up