Берлинале, 8 день. Уроки крови и блевоты перед раздачей призов. Денев расстроена. Слишком много воды

Feb 17, 2013 00:25




Увы, последние два дня выдались не слишком урожайными. То есть факт той или иной премьеры был; факта искусства при этом не наблюдалось.

Впервые за последнее десятилетие в конкурсе Берлинале появился казахский фильм. «Уроки гармонии» снял молодой режиссер Эмир Байгазин; это его первый полный метр.

Все достоинства и недостатки дебюта здесь слишком заметны. С одной стороны - культура изображения, безукоризненно выстроенный кадр, хоть на обложке печатай. С другой - очевидное желание режиссера впихнуть в два часа все мыслимые драматургические повороты, любыми путями шокировать зрителя, разоблачить авторитарные государственные порядки и одновременно не показаться банальным. Поэтому метафоры в фильме прямолинейны, как удар бейсбольной битой по голове. Поэтому финалов в нем штуки 3, а то и 4. Поэтому нам много и охотно показывают, как блюет главный герой - замкнутый, аутичный, не по годам умный отщепенец среди беспредельничающих одноклассников. Показывают также избиения, издевательства, пытки, раны крупным планом. Неискушенный зритель вздрагивает, искушенный - недоумевает, то есть задается столь же затертым, сколь и необходимым вопросом: о чем фильм?

Режиссер попытался сделать этакую казахскую историю насилия. Школьный хулиган калечит и рэкетирует соучеников. Собранные деньги он, в свою очередь, относит взрослым бандитам. Менты, арестовав двух школьников по подозрению в убийстве, разнообразно выбивают из них показания. Всюду ненависть, всюду угнетение. Режиссер мог бы остановиться на этом, сделать антиавторитарный фильм. Но он побоялся тривиальности и в итоге растянул картину до тривиальнейше исполненного мотива сумасшествия; об окончательно развалившемся сюжете и упоминать неохота.

Наверно, в нынешнем Казахстане такое кино - это поступок. Правда, сам режиссер на пресс-конференции в ответ на вопрос о сценах пыток школьников в милиции понес околесицу на предмет того, что с преступниками надо поступать так, как они поступают со своими жертвами - независимо от возраста правонарушителей. От комментариев воздержусь.

Показали еще пару конкурсных фильмов, вызвавших у тех, кто на них не заснул, еще один усталый вопрос: «Что это делает в конкурсе?» В одном (названия не помню, лень) толстая Денев все время ищет сигареты и катается на машине с расстроенным видом. В другой, корейской тяготомотине «Ничья дочь Хаевон» вместо сюжета пережеванные сопли сценариста. Да. Именно так. Пережеванные сопли сценариста. И плоские мозги режиссера.



Вообще это несправедливо. На фестивале еще несколько секций, каждая из которых полна фильмов, и не все из них плохи. Но здесь ситуация кажется безнадежной не только потому, что на «Панораму» или на «Форум» катастрофически не хватает времени, но и потому, что почти со стопроцентной вероятностью ни один постсоветский зритель в ближайшие годы эти картины не увидит, сколь гениальны они бы ни были. А ведь встречались хорошие работы. Напишу о них хотя бы пару абзацев, в надежде, что мои слова хоть как-то помогут в деле их приближения к зрителю.



Вот, например, «Слишком много воды» (Уругвай плюс Мексика-Франция-Германия, в «Панораме»). Разведенный папа - массивный, небритый и строгий лишь внешне - вывозит двух детей - 10-летнего сына и дочку-подростка - на водный курорт. Но отдыха не получается, потому что все время идет проливной дождь. Так мы и наблюдаем за отношениями в семействе, запертом непогодой в одном помещении. Все чудесно сыграно. Диалоги - вне конкуренции. Персонажи - аналогично. У режиссеров - а это две дамы, Ана Гевара Позе и Летиция Хорхе Ромеро - получилась очень теплая, очень смешная, очень хорошо сделанная семейная история, и только из-за участия в конкурсе Сан-Себастьяна она оказалась в параллельной программе Берлина. А так - в основном конкурсе ему самое место вместо всяких «Уроков гармонии». Надеюсь, он что-то в «Панораме» получит - там есть свои призы.



«Обнаженная опера» (Анджела Клистриб, Люксембург-Германия) - документальный фильм, в какой-то момент становящийся неотличимым от игрового из-за главного героя по имени Марк. Он - гей, бонвиван, денди и фанат оперы. Ездит по всему миру, точнее, по тем местам, где когда-либо показывали «Дон Жуана». Он ведет подчеркнуто роскошный, до предела театрализованный образ жизни. И у него саркоидоз. Все кости на шурупах. Может умереть в любую секунду. При этом он не просто наслаждается жизнью, он ее смакует как шампанское, которым поит себя и всех бездомных собак.




«Перекладина» (Stemple Pass) американского экспериментального режиссера Джеймса Беннинга (в «Форуме», который такому кино и посвящен) - это один-единственный кадр некоего горного перевала с домиком на переднем плане. Камера не шевелится. Актеров нет. Горы, деревья, воздух. Ничегошеньки не меняется на протяжении двух часов - разве что солнце появляется и исчезает, снег (дождь) начинает идти и перестает, а за кадром мужским голосом начитаны тексты террориста-луддита Теда Качински. Что-то в этом есть - хай живуть Уорхолл и Ги Дебор. 3,14здец, то есть аминь.

Итак, все.
Завтра (уже сегодня), 16 февраля - раздача призов. Ставлю на «Закрытый занавес» Панахи - вплоть до «Золотого медведя». Хорошо б было, если бы поощрили Даниса Тановича «Эпизод из жизни сборщика металлолома» - очень хорошее режиссерское решение. Не расстроюсь, если отметят Хлебникова «Долгую счастливую жизнь». Скорее всего, наградят за эстетический поиск «Камиллу Клодель 1915» Брюно Дюмона и Джульетт Бинош за исполнение главной роли там. Не дай боже вручат «лучший дебют» «Урокам гармонии».

А больше всего хотелось бы, чтобы получил Зайдль, но, скорее всего, не получит ничего.

Ждать осталось недолго.

Окончание следует.

Дмитрий Десятерик

латиноамериканське кіно, неигровое кино, Берлин, кинофестиваль

Previous post Next post
Up