Оскар-2013: рабство, политика и «Любовь»

Jan 14, 2013 15:53

Рабство, политика и «Любовь»




Американская киноакадемия объявила номинантов «Оскара», после чего Ассоциация иностранной прессы в Голливуде вручила вторую по престижности премию Нового Света - «Золотой глобус».



Лидером по номинациям на «Оскар» (12) достаточно предсказуемо стал фильм Стивена Спилберга "Линкольн", а на второе место вышла "Жизнь Пи" Энга Ли (11).

На награду "Лучший фильм года" кроме двух названных претендуют картины "Любовь" Михаэля Ханеке, "Операция "Арго" (Argo) Бена Аффлека, "Звери дикого Юга" Бена Зайтлина, "Джанго освобожденный" Квентина Тарантино, "Отверженные" (Les Miserables) Тома Хупера, "Мой парень - псих" (Silver Linings Playbook) Дэвида О. Расселла и "Цель номер один" (Zero Dark Thirty) Кэтрин Бигелоу.

В этом перечне есть любопытные особенности. Во-первых, здесь - вольно или невольно (короткий список претендентов формируется голосованием киноакадемиков) - образовалось несколько тематических и жанровых пар. «Джанго освобожденный» и «Линкольн» - костюмированные фильмы о борьбе против рабства. «Операция «Арго» и «Цель номер один» - политические триллеры, основанные на реальных событиях, происходивших на Среднем Востоке. "Звери дикого Юга" и "Жизнь Пи" фокусируются на отношениях человека и природы, при этом главные герои обоих фильмов - дети.

«Отверженные» (по мотивам одноименного романа Виктора Гюго) заполняют обязательную позицию мюзикла, "Мой парень - псих" (оригинальное название переводится как «Сборник лучиков надежды») представительствует за мелодраму.



Наиболее в списке озадачивает «Любовь». Шедевр австрийского режиссера Михаэля Ханеке снят во Франции и там же отмечен «Золотой пальмовой ветвью» Каннского фестиваля. По неписаному правилу, для неанглоязычных номинантов отведена категория «Лучший фильм на иностранном языке». «Любовь» там тоже есть, но участие в основном конкурсе с коммерческой голливудской продукцией совершенно меняет ситуацию. Обозреватель британской «Гардиан» даже поспешил провозгласить, что это событие «подтверждает золотой век для субтитрованных фильмов». Стоит напомнить, что такие попытки предпринимались ранее с неизменным результатом: у фильма, в производстве которого не участвовали американские продюсеры и в котором не звучит английский язык, не ни малейших шансов вне «иностранной» номинации. Исключения - испаноязычная драма Педро Альмадовара «Поговори с ней» (награда за режиссуру, американские деньги и продюсеры), «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли (китайский, четыре статуэтки, американская копродукция) или «Артист» Мишеля Хазанавичуса (сделанная французами виртуозная стилизация под голливудскую немую комедию, пять «Оскаров») - лишь подтверждают правило. Неизвестно, чем руководствовались продюсеры «Любви», выдвигая фильм во взаимно противоречащих секциях, но это решение кажется ошибочным: тем самым они распыляют голоса потенциальных сторонников.

Список режиссеров вторит основной категории: Ханеке («Любовь»), Бен Зайтлин ("Звери дикого Юга"), Энг Ли ("Жизнь Пи"), Стивен Спилберг ("Линкольн"), Дэвид О. Расселл ("Мой парень - псих"). Здесь также своя неожиданность: академики забаллотировали Кэтрин Бигелоу ("Цель номер один"). Это тем более странно с учетом того, что Zero Dark Thirty - воистину рождавшаяся в муках лента о поимке и убийстве Осамы Бен Ладена - собрала по преимуществу положительную прессу.

Что касается «иностранцев», то здесь, кроме "Любви", участвуют "Ведьма войны" канадца Кима Нгуйена, "Нет" чилийца Пабло Ларрейна, "Королевский роман" (A Royal Affair) датчанина Николая Арсела и "Кон-Тики" норвежца Хоакима Роннинга. Подбор достаточно пестрый. «Ведьма войны» - невеселая история 12-летней африканской девочки, которую силой вынудили воевать за одну из многочисленных повстанческих армий в Демократической республике Конго (Рашель Мванза получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль на Берлинском фестивале). «Нет» - динамичный и остроумный фильм о рекламной кампании, предрешившей исход провального для чилийского диктатора Пиночета референдума 1989 года. "Королевский роман" - громоздкая историческая драма о ситуации в Датском королевстве в 18 веке (шла в нашем прокате). «Кон-Тики» - авантюрная лента о легендарном плавании норвежского путешественника Тура Хейердала на деревянном плоту через Тихий океан. Ни один из этих фильмов не является сколь-нибудь серьезным конкурентом «Любви»; но, с учетом сказанного выше, первенство Ханеке выглядит сомнительным.

Награду за лучшую женскую роль могут получить Джессика Честейн ("Цель номер один"), Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих"), Эмманюэль Рива ("Любовь"), Наоми Уотс ("Невозможное"), Кувенжане Уоллис ("Звери Дикого Юга"). Девятилетняя Уоллес стала самой молодой номинанткой, Рива - самой старой: ей 85 лет.

Традиционно сильные претенденты в категории "Лучшая мужская роль": Дэниэл Дэй-Льюис ("Линкольн"), Хью Джекман ("Отверженные"), Хоакин Феникс ("Мастер"), Дензел Вашингтон ("Экипаж"), Брэдли Купер ("Мой парень - псих").

За «Оскар» лучшему актеру второго плана состязаются Роберт де Ниро ("Мой парень - псих"), Алан Аркин ("Операция "Арго"), Томми Ли Джонс ("Линкольн"), Филипп Сеймур Хоффман ("Мастер") и как всегда блистательный Кристоф Вальц ("Джанго освобожденный"). В аналогичной женской номинации - Салли Филд ("Линкольн"), Энн Хэтэуэй ("Отверженные"), Хелен Хант ("Суррогат"), Джеки Уивер ("Мой парень - псих") и Эми Адамс ("Мастер").

На награду в категории "Лучший оригинальный сценарий" претендуют "Джанго освобожденный", "Экипаж", "Королевство полной луны" и "Цель номер один". В номинации "Лучший адаптированный сценарий" - "Операция "Арго", "Звери дикого Юга", "Жизнь Пи", "Линкольн" и "Мой парень - псих".

Из полнометражных мультфильмов в короткий список попали "Храбрая сердцем" (режиссеры Марк Эндрюс и Бренда Чепман), "Франкенвинни" (Тим Бертон), "Паранорман, или Как приручить зомби" (Сэм Фелл и Крис Батлер), "Пираты! Банда неудачников" (Питер Лорд) и "Ральф" (Рич Мур).

Прогнозы в любом случае - занятие неблагодарное, но все-таки соблазн слишком велик. Рискну предположить, что первенство может достаться Спилбергу, чье влияние на американскую киноиндустрию колоссально. Вдобавок «Линкольн» - о легендарном президенте и о вечно актуальной для американцев Гражданской войне. Дэниэл Дэй-Льюис уже имеет «Оскар» за роль в драме «Нефть» (2007); тем не менее его воплощение образа Авраама Линкольна иначе как эталонным не назовешь. Вызов Спилбергу может бросить Энг Ли, ранее стяжавший статуэтку за «Горбатую гору» (2006), однако «Жизнь Пи» смотрится слишком сентиментальной и лакированной даже по голливудским меркам.



Посредственный актер Бен Аффлек неожиданно хорошо показал себя в качестве режиссера.



«Операция «Арго» (о реальной операции ЦРУ по выводу шестерых американцев из охваченного исламистской революцией Ирана в 1980 году) снята стандартно, при этом от экрана оторваться невозможно: режиссер умело нагнетает напряжение на каждом повороте, пользуясь совершенно стандартными приемами наподобие поднятой в последний момент телефонной трубки - так что именно «Арго» может бросить вызов саге Спилберга.

«Джанго освобожденному» вряд ли дадут «Лучший фильм» - слишком хулиганское и неровное кино, а вот «Оскар» за оригинальный сценарий находится в пределах досягаемости - с учетом того, что аналогичную награду Тарантино уже получал за легендарное «Криминальное чтиво».

Завораживающая игра Джессики Честейн в прошлогоднем «Древе жизни» отмечена не была. В «Цели номер один» она исполнила более злободневную роль сотрудницы ЦРУ, координировавшую операцию по ликвидации Бен Ладена; впрочем, по справедливости награду следовало бы отдать Эммануэль Рива: сделанное ею в «Любви» - при ее возрасте! - положено записывать в хрестоматии и учить по ним актеров.

Вышеизложенные предположения сделаны еще до обнародования решений Ассоциации иностранной прессы. «Золотой глобус» стал настоящим холодным душем для Спилберга: наградили - предсказуемо - только Дэй-Льюиса. А вот цепкая драматургия «Арго» принесла Аффлеку сразу два «Глобуса» - за лучший драматический фильм и за режиссуру. Слезливые напевы «Отверженных» растрогали обычно скептичных журналистов: лучший мюзикл, лучший актер (Хью Джекман) и лучшая актриса второго плана (Энн Хэтэуэй). Тарантино дали приз за сценарий (что требовалось доказать), а Кристоф Вальц очаровал всех, сыграв метко стреляющего немецкого джентльмена (роль второго плана). Джессика Честейн победила как лучшая драматическая актриса, а приз за лучшую женскую комедийную роль - у Дженнифер Лоуренс ("Мой парень - псих"). И, наконец, «Глобус» лучшему иностранному фильму все-таки достался «Любви», что вселяет некоторые надежды.

У каждого наблюдателя - свои предсказания. Оправдаются ли они - станет известно 24 февраля, когда в лос-анджелесском кинотеатре «Долби» развлекательного комплекса Hollywood & Highland будут названы обладатели самой престижной кинопремии планеты.

Дмитрий Десятерик

режиссер-Михаэль Ханеке, Голливуд

Previous post Next post
Up