Скандал с фильмом Ульриха Зайдля «Рай: Вера» на Венецианском фестивале

Sep 04, 2012 12:50

название колонки: ПОСМОТРИМ, ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ




На проходящем сейчас в Италии 69-м венецианском кинофестивале разгорелся первый скандал. Против австрийского режиссера Ульриха Зайдля, чей фильм "Рай: Вера" (Paradies: Glaube) участвует в основном конкурсе, подан иск (в прокуратуру Венеции) об оскорблении верующих. Аналогичные обвинения выдвинуты против продюсеров фильма, исполнительницы главной роли Марии Хофштеттер и администрации кинофестиваля. В иске, поданном адвокатом Пьетро Гверини, возглавляющим одну из радикальных католических ассоциаций Италии, говорится: "Режиссер Ульрих Зайдль, актриса Мария Хофштеттер, а также все лица, причастные к производству фильма и его демонстрации… путем демонстрации кощунственных и откровенных сцен нарушили статьи 403 и 404 уголовного кодекса Итальянской Республики (статьи об оскорблении религиозной конфессии "путем глумления над людьми либо злоупотребления предметами" - ДД)».

Австриец Ульрих Зайдль начинал - весьма успешно - как документалист. Именно Венеция утвердила его переход к художественной режиссуре, когда в 2001 году полнометражный игровой дебют Зайдля «Собачья жара» получил Гран-при жюри. Новый фильм "Рай: Вера" (Paradies: Glaube) - вторая часть трилогии «Рай». Первая часть, "Рай: Любовь" (Paradies: Liebe) получила хорошую прессу в Каннах. «Вера» продолжает рассказывать историю обычной австрийской семьи. Если в первой части речь шла о пожилой даме по имени Тереза, уехавшей на каникулы в Африку, чтобы получить свою долю телесных утех от готовых на все ради денег красавцев-аборигенов, то вторая часть - о ее сестре Анне-Марии, которая посвящает свой отпуск миссионерству в охваченной безверием Вене. Внезапно к Анне-Марии после многих лет отсутствия возвращается ее муж, правоверный мусульманин, прикованный к инвалидному креслу. Дома разгорается настоящая религиозная война, столь же страшная, сколь и смешная. Апогеем этого абсурда и становится возмутившая фундаменталистов сцена самоудовлеторения героини с помощью настенного распятия. В одном из интервью Зайдль подчеркнул, что никогда не уклоняется от показа вещей, в которые никто не хочет верить, и от нарушения табу, но при этом не стремится непременно устроить зрителю встряску просто встряски ради.

С последними словами трудно не согласиться. Самые шокирующие сцены у этого режисера всегда художественно оправданы. Зайдлю, как немногим из его коллег, удается сочетать лирику, социальность и межкультурное напряжение; однако главная тема - препарирование мира буржуазии, сколь неторопливое, столь и болезненное. Так было в той же «Собачьей жаре», где Мария Хофштеттер потрясающе сыграла юродивую, скитающуюся по венским предместьям и обреченную стать жертвой благопристойных на первый взгляд граждан. В каждом фильме Зайдль вскрывает сознание обывателя, выводит наружу его страхи и комплексы с документалистской убедительностью, иногда прибегая к провокациям, но не опускаясь до дидактики. В ответ на столь нелицеприятный взгляд буржуазия демонстрирует свое скромное - то есть совсем небольшое - обаяние. Венецианский иск - тому подтверждение.

С другой стороны, у западной буржуазии так заведено, что ни суду, ни прокуратуре никто не вправе командовать, кому и какие приговоры выносить. Даже столь могущественная организация, как Ватикан. Мракобесы, развернувшие травлю Pussy Riot и их сторонников, любят ссылаться на строгость законов в других странах, забывая, правда, уточнить практику применения этих законов. Вот и посмотрим, чем все закончится.

Дмитрий Десятерик

религия, провокация, кинофестиваль

Previous post Next post
Up